г. Казань |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А65-38649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 11.09.2019),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Корсукова М.Н. (доверенность от 29.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2019 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 (председательствующий судья Лихоманенко О.А., судьи Засыпкина Т.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-38649/2018
по заявлениям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного Комитета Муниципального образования города Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Шамсиева А.А., об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком г. Казани), муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет), муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани" (далее - Администрация) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 12.11.2018 по делу N 06-159/2018 и предписания от 30.10.2018 NN 1, 2.
По данному заявлению возбуждено производство по делу N А65-38649/2018.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании предписания УФАС России по Республике Татарстан от 30.10.2018 по делу N 06-159/2018. По данному заявлению возбуждено производство по делу N А65-38648/2018.
Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения УФАС России по Республике Татарстан от 12.11.2018 по делу N 06-159/2018 в части пунктов 1, 2, 4 и предписания от 30.10.2018 N 2 по делу N 06-159/2018. По данному заявлению возбуждено производство по делу N А65-41027/2018.
Исполком г. Казани также обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения УФАС России по Республике Татарстан от 12.11.2018 по делу N 06-159/2018 в части пунктов 1, 2, 3 и предписания от 30.10.2018 N 1 по делу N 06-159/2018. По данному заявлению возбуждено производство по делу N А65-40544/2018.
Также Исполком г. Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания УФАС России по Республике Татарстан от 30.10.2018 по делу N 06-159/2018. По данному заявлению возбуждено производство по делу N А65-14075/2018.
Дела, возбужденные Арбитражным судом Республики Татарстан на основании указанных заявлений, объединены в одно производство с присвоением делу N А65- 38649/2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Шамсиев А.А. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2019 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель УФАС России по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Комитета в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в отношении Исполкома г. Казани, Комитета и Администрации явилось неисполнение предупреждения антимонопольного органа (от 17.05.2018 исх. N ИП-06/7847).
Основанием для выдачи предупреждения явилось поступившее в антимонопольный орган обращение гражданина (от 17.11.2017 вх. N 22277/ж) по вопросу незаконного размещения функционирующих дворовых круглосуточных стоянок.
В обращении указан земельный участок с кадастровым номером 16:50:160503:132, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Ак. Завойского, 22. На основании обращения был направлен запрос о предоставлении информации в Комитет.
По результатам анализа представленных документов УФАС России по Республике Татарстан установлены следующие обстоятельства.
В ответе на запрос указано, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:160503:132 площадью 3060 кв.м по ул. Ак. Завойского, 22 имеет вид разрешенного использования - под размещение автостоянок. В настоящее время данный земельный участок кому-либо на каком-либо праве не предоставлен. Согласно выписке из ЕГРН от 22.11.2017 земельный участок находится в муниципальной собственности.
Однако, согласно представленному акту обследования земельного участка органа муниципального контроля от 21.11.2017 N 4644, земельный участок по адресу: ул. Академика Завойского вблизи д. 22, площадью 6000 кв.м, занят автомобильной стоянкой, помещением для охраны, используется неустановленными лицами без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок. Земельный участок огорожен забором, стоянка функционирует, однако установить фактических землепользователей не представилось возможным.
Часть данной автомобильной стоянки размещена на земельном участке с кадастровым номером 16:50:160503:132, ул. Академика Завойского, д. 22, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Казань, право зарегистрировано 04.05.2007. Обследуемый земельный участок общей площадью 6000 кв.м. Исполкомом г. Казани для организации автомобильной стоянки не отводился.
Исходя из изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о бездействии и отсутствии муниципального контроля со стороны Исполкома г. Казани, Комитета и Администрации, что повлекло за собой незаконное использование земельного участка физическим лицом или хозяйствующим субъектом под платную автомобильную парковку.
На основании этого, 17.05.2018 выдано предупреждение N П06-41/2018 (от 17.05.2018 исх. N ИП-06/7847) о необходимости прекращения нарушения путем принятия мер, направленных на фактическое освобождение земельного участка с кадастровым номером 16:50:160503:132, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Ак. Завойского, 22.
Предупреждение необходимо было выполнить в срок до 27.06.2018.
О выполнении предупреждения сообщить в УФАС России по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
По состоянию на 19.07.2018 предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, выданное Исполкому г. Казани, Комитету и Администрации не исполнено.
По мнению антимонопольного органа, вышеуказанные действия Исполкома г. Казани, Комитета и Администрации недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Усмотрев в действиях Исполкома г. Казани, Комитета и Администрации признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-159/2018 по признакам нарушения указанными субъектами части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в бездействии органа муниципальной власти, повлекшее за собой незаконное использование физическим лицом земельного участка с кадастровым номером 16:50:160503:132, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Ак. Завойского, 22, для организации парковки без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом 30.10.2018 выдал предписания по делу N 06-159/2018 N 1, 2.
Не согласившись с решением и предписаниями, заявители обратились в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями этого закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", следует, что антимонопольным органом должно быть доказано, что акты, действия органов, осуществляющих публичные полномочия, действительно привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для признания актов, действий органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона антимонопольный орган должен доказать обстоятельства, подтверждающие реальные либо возможные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, путем создания отдельным лицам незаконных преимуществ и (или) дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявить причинную связь между актами, действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, и указанными последствиями.
Кроме того, при квалификации актов, действий органов, осуществляющих публичные полномочия, по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен указать конкретные нормы антимонопольного законодательства, нарушенные этими органами.
Судами установлено, что выводы антимонопольного органа о нарушении заявителями положений статьи 15 Закона о защите конкуренции основаны на выявленном бездействии, повлекшем за собой незаконное использование физическим лицом или хозяйствующим субъектом земельного участка для организации парковки без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В рамках предоставленных полномочий заявителями были предприняты следующие меры.
В соответствии с постановлением Исполкома г. Казани от 09.11.2015 N 3921 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" уполномоченным органом Исполкома г. Казани по организации демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества определены администрации районов г. Казани, о чем Исполком г. Казани проинформировал УФАС России по Республике Татарстан письмом от 20.06.2018 N 7605/КЗИО-исх.
Материалы обследования земельного участка, самовольно занимаемого будкой охраны автостоянки вблизи дома N 22 по ул. Ак. Завойского были направлены в Администрацию для организации работ по демонтажу письмом от 12.12.2017 N 1023352-Инф.
Согласно материалам, представленным Администрацией, Комитет установил факт использования неустановленными лицами земельного участка с кадастровым номером 16:50:160503:132 в ноябре 2016 года (акт обследования от 09.11.2016 N 3843).
В связи с поступлением 17.05.2018 предупреждения и учитывая тот факт, что в акте обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля от 21.11.2017 N 4644 отсутствовала информация о лицах, незаконно использующих земельный участок Администрация 18.06.2018 в адрес начальника ОП N 9 "Сафиуллина" УМВД России по г. Казани направила письмо с просьбой принять меры по факту незаконного захвата земельного участка с кадастровым номером 16:50:160503:132 по ул. Академика Завойского, 22.
В письме от 21.06.2018 в адрес заместителя руководителя УФАС России по Республике Татарстан Администрация сообщила о том, что сметой расходов Администрации демонтаж и хранение незаконно размещенных объектов движимого имущества не предусмотрены. 27.12.2017 сотрудником отдела по вопросам общественной безопасности Администрации в отношении Горшенева Леонтия Вдадимировича 29.05.1971 г.р. составлен протокол по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях за организацию платной автостоянки с направлением на рассмотрение в Административную комиссию г. Казани. Также была направлена информация об обращении в ОП N 9 "Сафиуллина" УМВД России по г. Казани и подготовке сметных расчетов на демонтаж и хранение незаконно установленных объектов на указанном участке.
Постановлением от 27.02.2018 Административная комиссия Вахитовского, Приволжского и Советского районов г. Казани признала Горшенева Л.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа ив размере 2 000 руб.
28.06.2018 в связи с необходимостью проведения работ по демонтажу незаконно установленных объектов, выявленных на основании предупреждения УФАС России по Республике Татарстан N ИП-06/7847 об освобождении от незаконного использования под автопарковку земельного участка с кадастровым номером 16:50:160503:132, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Академика Завойского, д. 22 и актов муниципального земельного контроля от 21.11.2017 N 4644 в адрес начальника финансового управления Исполнительного комитета г. Казани было направлено письмо с просьбой выделить финансовые средства в размере 89 900 руб. на организацию работ по демонтажу, вывозу и последующему хранению демонтируемых объектов.
Администрация письмом от 29.06.2018 в адрес УФАС России по Республике Татарстан сообщила о направлении в финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани письма с просьбой выделить необходимые финансовые средства на проведение работ по демонтажу несанкционированно установленных объектов в районе дома N 22 по ул. Академика Завойского.
29.06.2018 на данное письмо исполняющим обязанности начальника финансового управления Исполнительного комитета г. Казани дан ответ об отсутствии в бюджете г. Казани дополнительных источников для осуществления вышеуказанных расходов.
Письмами от 04.07.2018 и 02.08.2018, 28.08.2018, 01.10.2018 указанная информация с приложением копии письма финансового управления Исполнительного комитета г. Казани была доведена до УФАС России по Республике Татарстан.
16.10.2018 в адрес начальника финансового управления Исполнительного комитета г. Казани повторно было направлено письмо с просьбой выделить финансовые средства в размере 89 900 руб. на организацию работ по демонтажу, вывозу и последующему хранению демонтируемых объектов.
В ответе от 17.10.2018 начальник финансового управления Исполнительного комитета г. Казани сообщил об отсутствии в бюджете г. Казани на дату обращения дополнительных источников для осуществления вышеуказанных расходов.
05.12.2018 в адрес руководителя Исполнительного комитета г. Казани Калинкина Д.Г. Администрация направила письмо с просьбой выделить финансовые средства на организацию работ по демонтажу, вывозу и последующему хранению демонтируемых объектов.
Исполняющий обязанности начальника финансового управления Исполнительного комитета г. Казани в письме от 07.12.2018 в адрес руководителя Исполнительного комитета г. Казани Калинкина Д.Г. сообщил о том, что расходы на демонтаж объектов движимого имущества будут рассмотрены на очередной сессии Казанской городской Думы за счет дополнительных доходов.
Администрация 05.12.2018 направила в адрес Комитета письмо о формировании земельных участков, занимаемых несанкционированными стоянками (ул. Авангардная, Сафиуллина, Роторная, Академика Завойского), с целью дальнейшей их реализации на муниципальных торгах.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:160503:132, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Академика Завойского, д. 22 на баланс Администрации не передавался, Администрация не наделена полномочием по распоряжению муниципальным имуществом.
Как верно указали суды, отсутствие положительного результата не может быть вменено в вину заявителям, поскольку положительный результат зависел не только от действий заявителей, но и от действий третьих лиц, в том числе от недобросовестного бездействия (поведения) лица, самовольно занявшего земельный участок и осуществлявшего деятельность на данном участке.
Кроме того, как верно указали суды, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителей, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения заявителями каких-либо действий (бездействий) в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что пользование земельным участком осуществлялось в отсутствие согласия муниципального органа, которым совершались действия по изъятию спорного земельного участка и препятствованию в незаконном использовании.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителей признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и, как следствие, о наличии оснований для признания оспариваемого решения и предписаний антимонопольного органа незаконными.
С учетом вышеизложенного, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А65-38649/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, отсутствие положительного результата не может быть вменено в вину заявителям, поскольку положительный результат зависел не только от действий заявителей, но и от действий третьих лиц, в том числе от недобросовестного бездействия (поведения) лица, самовольно занявшего земельный участок и осуществлявшего деятельность на данном участке.
Кроме того, как верно указали суды, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителей, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения заявителями каких-либо действий (бездействий) в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что пользование земельным участком осуществлялось в отсутствие согласия муниципального органа, которым совершались действия по изъятию спорного земельного участка и препятствованию в незаконном использовании.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителей признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и, как следствие, о наличии оснований для признания оспариваемого решения и предписаний антимонопольного органа незаконными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф06-51299/19 по делу N А65-38649/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51299/19
28.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9048/19
18.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-38649/18
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-41075/18
05.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-40544/18
22.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-38648/18