г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А55-9574/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КСК г.Отрадного"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2019 (судья Балькина Л.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Карпов В.В., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-9574/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "КСК г. Отрадного" (ОГРН 1046302613037), г. Отрадный к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003), г. Самара, Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994), г. Москва, с участием третьего лица Министерства финансов Российской Федерации, г. Самара о взыскании 1 743 927,51 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания г. Отрадного" (далее - ООО "КСК г. Отрадного", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, ответчик) о взыскании 1 743 927,51 рублей, в том числе неосновательное обогащение 1 535 447,10 рублей в виде стоимости оказанных услуг по отоплению помещений гражданской обороны в многоквартирном жилом доме, расположенном в Самарской области гор. Отрадный, ул. Советская, д. 100, за период с 01.02.2015 по 28.02.2018 года и проценты за пользование чужими денежными средствами 208 480,41 рублей за период с 11.03.2015 по 10.04.2018, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2018 по день фактической оплаты долга (с учетом уменьшения истцом размера исковых требований, принятого определением от 01.08.2018).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации и в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019, в иске отказано.
При этом суды исходили, в том числе, из того, что в спорном помещении отсутствуют собственная система отопления, теплопотребляющие установки, что, исходя из своих конструктивных особенностей, рассматриваемый трубопровод в виде металлической трубы диаметром 40 мм без изоляции относится к стоякам, а не к отдельно теплопотребляющей установке, а нахождение данного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома, и что тепловой расход через рассматриваемый трубопровод относится к техническому расходу (потерям) тепловой энергии, возникшим во внутридомовых сетях, и должен быть отнесен на общедомовые расходы.
В кассационной жалобе истец с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что констатация суда первой и апелляционной инстанций касательно отнесения спорного трубопровода отопления, исходя из его конструктивных особенностей, к стоякам, а не к отдельной теплопотребляющей установке противоречит как пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в котором отсутствует ограничение понятия теплопотребляющей установки, так и пункту 3.13 ГОСТа Р56501-2015, в соответствии с которым стояк - это вертикальное межэтажное трубное соединение, обеспечивающее поэтажное распределение теплоносителя, тогда как трубопровод отопления ответчика проходит лишь по подвальному этажу, является горизонтальным и вертикальных ответвлений на другие этажи не имеет, что в рассматриваемом деле, как установлено актом обследования N 2 от 20.07.2018, трубопровод отопления, проходящий по периметру всего помещения ответчика, врезан в подающий и обратный трубопровод (магистральной) системы отопления, имеет свои задвижки, проходит в подвальном помещении наравне с сетями отопления многоквартирного дома, и что в спорном подвальном помещении, кроме разводящих трубопроводов и межэтажной стояковой разводки, относящихся к общедомовому имуществу - имеется независимая (самостоятельная) система отопления подвального помещения в виде отдельного трубопровода, который не относится ни к разводящим общедомовым трубам, ни к сетям поэтажной разводки, поэтому теплоотдача от неё не может быть признана потерей на общедомовых сетях отопления.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, обозначенными в последней, не согласился по основаниям, отраженным в оспариваемых по делу судебных актах.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
В судебное заседание кассационной инстанции 24.09.2019 стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284-286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу решения от 18.02.2019 и постановления от 20.05.2019 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации принадлежат на праве собственности защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Советская, д. 100, что подтверждается паспортом убежища.
Вышеуказанные объекты в силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 относятся к федеральной собственности, что подтверждается паспортом убежища.
На основании протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и утверждении тарифов ООО "КСК г. Отрадного" в период с 01.02.2015 по 28.02.2018 оказывало услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме.
Истец считает, что им, в том числе, были оказаны услуги по отоплению помещений гражданской обороны.
Вышеуказанные объекты в силу ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) относятся к федеральной собственности.
Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), его функции в Самарской области осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области.
По расчетам ООО "КСК г. Отрадного", стоимость оказанных ответчику в спорный период услуг по отоплению помещений гражданской обороны, расположенных по указанному адресу, за период с 01.02.2015 по 28.02.2018 составила 1 535 447,10 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Из акта осмотра от 20.07.2018, составленного представителями истца и третьего лица, следует, что через помещения ГО проходя сети отопления многоквартирного дома две трубы (подача и обратка) с ответвлениями поквартирной разводки, трубы заизолированы. Система ГВС отсутствует. В помещениях ГО по периметру внешних стен проходит металлическая труба диаметром 40 мм, без изоляции, которая врезана в подающий и обратный трубопровод (магистральный) системы отопления до первой запорной арматуры и ПУ (прибора учета), имеет свои задвижки. Радиаторы отопления в помещениях ГО отсутствуют. Доказательства наличия в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, теплопринимающих устройств, в материалы дела не представлены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили, в том числе, из того, что в спорном помещении отсутствуют теплопотребляющие установки, что спорный трубопровод в виде металлической трубы диаметром 40 мм без изоляции следует отнести к стояку, а не к отдельной теплопотребляющей установке, нахождение данного трубопровода в спорном помещении является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома, и что тепловой расход через рассматриваемый трубопровод следует относить к технологическому расходу (потерям) тепловой энергии, возникшим во внутридомовых сетях, а потому - должен быть отнесен на общедомовые расходы.
Однако при принятии решения от 18.02.2019 и постановления от 20.05.2019 судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (не отапливаемое помещение).
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела паспортов противо-радиационных укрытий (ПРУ) отопление помещения подвала предусмотрено от магистральных трубопроводов системы отопления жилой части здания.
При таких обстоятельствах отказ собственника спорных помещений, входящих в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению следует признать не допустимым.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в определениях от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 по делу N А53-39337/2017 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 по делу N А60-61074/2017.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку соответствию отопительного оборудования спорного помещения требованиям "СНиП II-11-77*. Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны", принять во внимание техническую документацию на спорное помещение на предмет отнесения его к категории отапливаемых помещений, при необходимости провести экспертизу, проверить расчет суммы предъявленных истцом требований.
Таким образом, лишь полное и всестороннее исследование всех имеющихся в деле и вновь добытых доказательств и их надлежащая правовая оценка позволит суду первой инстанции при новом рассмотрении данного дела вынести законный и обоснованный судебный акт по существу спора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А55-9574/2018 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (не отапливаемое помещение).
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела паспортов противо-радиационных укрытий (ПРУ) отопление помещения подвала предусмотрено от магистральных трубопроводов системы отопления жилой части здания.
При таких обстоятельствах отказ собственника спорных помещений, входящих в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению следует признать не допустимым.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в определениях от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 по делу N А53-39337/2017 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 по делу N А60-61074/2017."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51886/19 по делу N А55-9574/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67128/20
14.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6543/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9574/18
25.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51886/19
20.05.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5030/19
18.02.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9574/18
10.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13600/18