г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А57-19708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
заявителя - Паницкова И.А., доверенность от 29.12.2018, Белоцерковской И.Г., доверенность от 28.12.2018,
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) - Бухаровой Е.А., доверенность от 11.04.2018,
Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области - Бухаровой Е.А., доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области заявителя - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное), Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-19708/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (ОГРН 1026403049815, ИНН 6453010110) заинтересованные лица: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области, о признании незаконным решения от 06.07.2018 N 073V12180000498 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о взыскании штрафа в размере 13 284 рублей 05 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (далее - управление пенсионного фонда) от 06.07.2018 N 073V12180000498 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), о взыскании штрафа в размере 13 284 рублей 05 копеек, суммы, неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 66 420 рублей 35 копеек, и пени за неуплату страховых взносов в размере 8342 рубля 39 копеек и обязании пенсионный фонд отменить начисления (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее - отделение пенсионного фонда) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт. Признано недействительным решение управления пенсионного фонда от 06.07.2018 N 073V12180000498 в части привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 13 284 рублей 05 копеек, доначисления суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 66 420 рублей 35 копеек и пени за неуплату страховых взносов в размере 8342 рубля 39 копеек.
В кассационных жалобах управление и отделение пенсионного фонда просят отменить принятый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Управлением пенсионного фонда в отношении страхователя (общества) проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на ОМС в ФФОМС филиалом заявителя "Балашовское линейное производственное управление магистральных газопроводов" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. По результатам проверки составлен акт от 24.05.2018 N 073V10180001015 и вынесено оспариваемое решение о доначислении страховых взносов, пени и штрафа.
Основанием для принятия управлением пенсионного фонда решения от 06.07.2018 N 073V12180000498 послужил вывод о наличии у общества обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах, в отношении выплат, произведенных в 2015-2016 годах работникам общества (аккумуляторщик), занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закона N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.
Не согласившись с решением пенсионного фонда, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что плательщик был не вправе в проверенном периоде 2015-2016 годах к рабочему месту, по отношению к которому согласно проведенной аттестации рабочих мест от 20.12.2013 установлен допустимый класс условий труда, а именно: "аккумуляторщик", применять дополнительный тариф страховых взносов, предусмотренный частью 2.1. статьи 58.3 Закона о страховых взносах, равный нулю.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями статьи 27 Закона N 173-ФЗ определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев).
Полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в которых должны быть заняты работники, а также правила исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий предоставлены Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утверждены Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно Списку, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют в том числе аккумуляторщики (код позиции 23200000-10047).
В соответствии с пунктом 5 постановления Минтруда России от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.
Пунктом 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ определено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 этой статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона о страховых взносах.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 58.3 Закона о страховых взносах в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного - частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Следовательно, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик), общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесена к классу 2 (допустимый), рабочее место аттестовано с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".
Исходя из совокупности указанных норм права и учитывая, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной обществом 20.12.2013, в карте аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик) строка 041 указано об отсутствии права на досрочное назначение трудовой пенсии и условия труда по специальности "аккумуляторщик" по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые), в отношении которого частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах установлен дополнительный тариф 0%, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных указанным работникам в спорный период.
Однако при этом суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ в отношении "оптимального" и "допустимого" классов условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса рабочих мест аналогичных положений не предусматривают.
В связи с этим, в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 N 310-ЭС19-3100 по делу N А64-1660/2018.
Что касается отсутствия у работника "аккумуляторщика" права на досрочное назначение трудовой пенсии, то исчисление и уплата страховых вносов по дополнительному тарифу не зависит от факта наличия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию (определение Верховного суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, определение Верховного суда Российской Федерации от 25.09.2018 N 307-КГ18-13952).
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда и считает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2019 по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А57-19708/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2019 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из совокупности указанных норм права и учитывая, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной обществом 20.12.2013, в карте аттестации рабочего места по условиям труда N 06181662 (аккумуляторщик) строка 041 указано об отсутствии права на досрочное назначение трудовой пенсии и условия труда по специальности "аккумуляторщик" по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые), в отношении которого частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах установлен дополнительный тариф 0%, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя обязанности уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных указанным работникам в спорный период.
Однако при этом суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, положения пункта 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ в отношении "оптимального" и "допустимого" классов условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса рабочих мест аналогичных положений не предусматривают.
В связи с этим, в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах.
...
Что касается отсутствия у работника "аккумуляторщика" права на досрочное назначение трудовой пенсии, то исчисление и уплата страховых вносов по дополнительному тарифу не зависит от факта наличия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию (определение Верховного суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, определение Верховного суда Российской Федерации от 25.09.2018 N 307-КГ18-13952).
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого решения пенсионного фонда и считает необходимым постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2019 по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51608/19 по делу N А57-19708/2018