г. Казань |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А12-4345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Никольский С.В.)
по делу N А12-4345/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" (ОГРН 1133435004086 ИНН 3435306180), г. Волжский к публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523), г. Волжский об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" (далее - ООО "УК "Дом-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) от 22.11.2018 N 2014335/18, по преамбуле, пунктам 2.3.10,2.3.15, п. 2 Приложения N 2.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019, преамбула договора изложена в редакции ответчика: "Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", именуемое в дальнейшем Гарантирующий поставщик, в лице заместителя начальника Волжского управления по работе с юридическими лицами Титовой Нонны Валентиновны, действующей на основании доверенности N 164 от 29 декабря 2017 г., являясь ресурсоснабжающей организацией, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис", именуемое в дальнейшем Покупатель, в лице директора Бурдюк Сергея Николаевича, действующего на основании устава, являясь исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение", с другой стороны, при совместном упоминании именуемые Стороны, заключили договор о нижеследующем_". Пункт 2.3.10 из текста договора исключен. Пункт 2.3.15 из текста договора исключен. Пункт 2 Приложения N2 изложен в редакции ответчика: "Гарантирующий поставщик ежемесячно, в последний рабочий день расчетного месяца предоставляет Покупателю на электронный адрес sekretar@dom-servis-vlz.com объем потребления энергии по каждому жилому и нежилому помещению соответствующего объекта, отпущенный Гарантирующим поставщиком по договорам энергоснабжения".
Согласно пункту 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке апелляционного производства рассмотрена только часть обжалуемого решения об отмене преамбулы договора и пункта 2 Приложения N 2 в редакции ответчика.
В кассационной жалобе истец просил принятые по делу судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу истца суду не представил.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" (в редакции приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.01.2015 N 2/1) ПАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком в пределах административных границ Волгоградской области, за исключением зон, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, указанных пунктах 2-3 приложения.
ООО "УК "Дом-Сервис" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в зоне деятельности ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, в силу пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) является публичным.
Ответчиком в адрес ООО "УК "Дом-Сервис" (покупатель) был направлен проект договора энергоснабжения от 22.11.2018 N 2014335/18 (оферта).
По результатам рассмотрения указанной оферты истцом был направлен в адрес ответчика протокол разногласий к договору.
Указанный протокол разногласий подписан ответчиком с протоколом согласования, который был направлен истцу письмом от 27.12.2018 N 18/7362.
В отношении отдельных пунктов договора стороны не пришли к соглашению, в связи с чем истец обратился за их урегулированием в арбитражный суд.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 426, 442, 445, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), и обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
Согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
На основании статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В рассматриваемом случае при заключении договора энергоснабжения между сторонами возникли разногласия по отдельным пунктам договора 2.3.10,2.3.15, п.2 Приложения N 2, а также преамбуле договора.
В проекте договора преамбула изложена ПАО "Волгоградэнергосбыт" в следующей редакции: "Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", именуемое в дальнейшем Гарантирующий поставщик, в лице заместителя начальника Волжского управления по работе с юридическими лицами Титовой Нонны Валентиновны, действующей на основании доверенности N 164 от 29.12.2017, являясь ресурсоснабжающей организацией, с одной стороны, и ООО "УК "Дом-Сервис", именуемое в дальнейшем покупатель, в лице директора Бурдюк Сергея Николаевича, действующего на основании устава, являясь исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение", с другой стороны, при совместном упоминании именуемые Стороны, заключили договор о нижеследующем_"
Истец в протоколе разногласий просил изменить преамбулу, исключив из текста слова: " _ являясь исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение"_".
Предлагая изменения редакции преамбулы договора, истец исходит из того, что жители многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Дом-Сервис", заключили прямые договоры с ресусроснабжающей организацией, следовательно, исполнителем коммунальных услуг является ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354, должна заключить с РСО договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства МКД.
С момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления МКД управление управляющей организацией последняя становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с РСО обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Порядок обращения исполнителя коммунальных услуг к РСО в целях заключения договора энергоснабжения урегулирован в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124; определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
На основании пунктов 1, 4 Правил N 124 следует, что управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД или по предоставлению потребителям коммунальных услуг, в целях исполнения такой обязанности должна заключить с РСО договор энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или поставки газа.
При наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке в данный дом коммунальных ресурсов, в том числе потребляемых при содержании общего имущества, участвует эта управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) и РСО (поставщик). Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с РСО, которые осуществляют холодное и ГВС, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг.
Исходя из изложенного, переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление МКД, с РСО, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Таким образом, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, выставляется РСО лицу, осуществляющему управление МКД, а последнее выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения.
Следовательно, принятие решения собственниками МКД о заключении прямых договоров с РСО не освобождает управляющую компанию от обязанности по заключению договора с этой РСО в части ресурса на ОДН.
На основании изложенного, преамбула договора правомерно принята нижестоящими судами в редакции ответчика.
Пункт 2 Приложения N 2 к договору в редакции Гарантирующего поставщика изложен следующим образом: "Гарантирующий поставщик ежемесячно, в последний рабочий день расчетного месяца предоставляет Покупателю на электронный адрес sekretar@dom-servis-vlz.com объем потребления энергии по каждому жилому и нежилому помещению соответствующего объекта, отпущенный Гарантирующим поставщиком по договорам энергоснабжения".
Покупатель в протоколе разногласий просил вместо слов "_в последний рабочий день расчетного месяца _" указать "не позднее 27 числа расчетного месяца_".
В соответствии с подпунктом "е" (1) пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации.
Следовательно, обязанность по передаче показаний ИПУ, а также иных сведений (при этом понятие "иные сведения" не исключает сведения о потреблении энергии нежилыми помещениями МКД) возложена на ПАО "Волгоградэнергосбыт" в силу закона.
Поскольку дата предоставления таких сведений в законе не оговорена, стороны такую дату не согласовали, принимая во внимание расчетный период, составляющий 1 месяц, то редакция п. 2 Приложения N 2 проекта договора не ущемляет прав истца и не противоречит Правилам N 124, в связи с чем данный пункт Приложения N 2 договора также правомерно принят судами в редакции ответчика.
Кроме того, возложение на Гарантирующего поставщика обязанности по предоставлению покупателю соответствующей информации об объеме потребления энергии по каждому жилому и нежилому помещению в последний рабочий день расчетного месяца не противоречит нормам, предусмотренным пунктом 67 Правил N 354 и п. 1 п. 2 статьи 155 ЖК РФ, которые предусматривают внесение платы за коммунальные услуги на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим периодом.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, не противоречат судебной практике, установленной применительно к действовавшему в спорном периоде законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А12-4345/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку дата предоставления таких сведений в законе не оговорена, стороны такую дату не согласовали, принимая во внимание расчетный период, составляющий 1 месяц, то редакция п. 2 Приложения N 2 проекта договора не ущемляет прав истца и не противоречит Правилам N 124, в связи с чем данный пункт Приложения N 2 договора также правомерно принят судами в редакции ответчика.
Кроме того, возложение на Гарантирующего поставщика обязанности по предоставлению покупателю соответствующей информации об объеме потребления энергии по каждому жилому и нежилому помещению в последний рабочий день расчетного месяца не противоречит нормам, предусмотренным пунктом 67 Правил N 354 и п. 1 п. 2 статьи 155 ЖК РФ, которые предусматривают внесение платы за коммунальные услуги на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим периодом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2019 г. N Ф06-51974/19 по делу N А12-4345/2019