г. Казань |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А12-634/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - Кузнецовой Ю.В. (доверенность от 09.01.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал Плюс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2019 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-634/2019
по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Плюс" (ИНН 3446016652, ОГРН 1043400423406) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал Плюс" (далее - ООО "Терминал Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 10 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция), в котором просит признать незаконным решение инспекции от 12.09.2018 N 8137 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем корректировки налоговых обязательств на суммы налогов, пени, штрафа, доначисление которых признано судом необоснованным.
В судебном заседании 26.04.2019 заявитель уточнил требования и просил признать недействительным решение инспекции от 12.09.2018 N 8137 в части начисления земельного налога в размере 1 209 745 руб., пени в размере 135 032,89 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 120 975,50 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2019 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Представитель налогового органа в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без его участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя инспекции, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Терминал Плюс" с 07.10.2013 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:060031:167, расположенный по адресу: 400119, г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, д. 1 Г, площадью 8 752 м2, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания с пристройкой".
29.01.2018 ООО "Терминал Плюс" представило в МИФНС России N 10 по Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060031:167, в которой указало кадастровую стоимость в размере 1 руб. и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, равную 0 руб.
МИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, по результатам которой вынесено решение от 12.09.2018 N 8137 о привлечении ООО "Терминал Плюс" к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа размере 127 754,50 руб.
Кроме того, обществу предложено уплатить земельный налог в размере 1 277 545 руб., а также соответствующие суммы пени в размере 144 531,89 руб.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области от 18.12.2018 N 1357 апелляционная жалоба общества оставлена без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "Терминал Плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения г. Москва, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя).
По положению пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли всех категорий в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Судами установлено, что при исчислении земельного налога за 2017 год обществом применена кадастровая стоимость, установленная в соответствии с Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 N 46-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Приказ от 27.10.2015 N 46-Н) для 16 группы видов разрешенного использования земель.
В соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические рекомендации N 39), действовавшими в спорный период, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов равная одному рублю за земельный участок, который соотносится с 16 видом разрешенного использования земель - "Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные".
Согласно акту обследования земельного участка от 25.05.2017, проведенного инспекцией совместно с Администрацией Советского района г. Волгограда, и фотоснимкам к данному акту, на спорном земельном участке расположено здание, на фасаде которого имеются вывески о продаже строительных материалов, керамической плитки, тепловым оборудованием, котлами и т.д.
Согласно анализу движения денежных средств по расчетным счетам ООО "Терминал Плюс" судами установлено, что заявитель занимается коммерческой деятельностью по сдаче в аренду нежилых помещений. Сумма дохода, поступившая на расчетные счета налогоплательщика от сдачи помещений в аренду, составила 7 305 209 руб. (82% от суммы дохода, отраженной в налоговой декларации по УСНО за 2017 год).
Таким образом, судами установлено нецелевое использование указанного земельного участка.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым N 34:34:060031:167, в отношении которого обществом представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2017 с кадастровой стоимостью равной 1 руб., не относится ни к одной категории вышеперечисленных пунктов 16 группы видов разрешенного использования земель.
В ходе проведения проверки инспекцией сделан вывод о том, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания в составе нежилых помещений" относится к 5 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, в соответствии с Приказом от 27.10.2015 N 46-Н соответствуют 5 группе видов разрешенного использования. Средняя стоимость 1 кв. м земли по 5 виду разрешенного использования в соответствии с Приказом от 27.10.2015 N 46-Н составляет 9 731,45 руб.
Судами проверен расчет суммы начисленного налога с учетом кадастровой стоимости земельного участка, которая за 2017 год составила 85 169 650 руб.
Как верно указали суды, фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 01.01.2017, изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Признание утратившими силу положений статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с не отменяет обязанность заявителя использовать земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, в соответствии с его целевым назначение, а в случаях, если его целевое назначение изменилось вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида использования земельного участка.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Однако, налогоплательщик, фактически используя иной вид разрешенного использования, каких-либо заявлений о таком изменении не подавал.
Принимая во внимание то, что ООО "Терминал Плюс" фактически использовало в 2017 году спорный земельный участок не в соответствии с видом разрешенного использования, судами правомерно отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судами дана надлежащая оценка доводу заявителя о недопустимости использования в качестве доказательства акта обследования земельного участка от 26 мая 2017 года. В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Обследование земельного участка проведено 26.05.2017, его результаты использованы налоговым органом при проведении проверки.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявитель представил копии договоров аренды, действующих в 2017 году, в количестве 24 штук, которые подтверждают выводы о предоставлении заявителем помещений, находящихся на территории спорного земельного участка, в аренду предпринимателям и юридическим лицам для использования под склады и торговые залы.
Ссылка общества на пункт 4 статьи 378.2 НК РФ также неправомерна, поскольку положения данной нормы не применимы к земельному налогу и определению кадастровой стоимости земельного участка.
Довод общества о применении в расчете земельного налога за 2017 год кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.09.2014 N 12-25240/2014, отклоняется судебной коллегией, как несостоятельный, поскольку Приказом от 27.10.2015 N 46-Н была определена новая кадастровая стоимость земельного участка, которая действовала в проверяемом налоговом периоде.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения налогового органа в указанной части.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы заявителя не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А12-634/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
...
Судами дана надлежащая оценка доводу заявителя о недопустимости использования в качестве доказательства акта обследования земельного участка от 26 мая 2017 года. В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
...
Ссылка общества на пункт 4 статьи 378.2 НК РФ также неправомерна, поскольку положения данной нормы не применимы к земельному налогу и определению кадастровой стоимости земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2019 г. N Ф06-51975/19 по делу N А12-634/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51975/19
16.08.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51975/19
28.06.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6689/19
04.06.2019 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6689/19
07.05.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-634/19