Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 января 2001 г. N КА-А41/6375-00
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.09.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 14.11.2000, Управлению Федерального казначейства по Московской области отказано в иске о взыскании с Коломенского отряда государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области штрафа в сумме 247166 руб. 39 коп. за нецелевое использование бюджетных денежных средств.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о пропуске истцом срока привлечения ответчика к ответственности, установленного ст. 38 Кодекса об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе УФК по Московской области просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 38 КоАП РСФСР, ст.196 ГК РФ, ст.12 ФЗ "О бюджетной классификации РФ", ст. 2, 3 Бюджетного кодекса РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, КРУ Министерства финансов РФ и Коломенского территориального отделения федерального казначейства, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законным и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 18.09.2000 и постановления от 14.11.2000 по делу N А41-К2-10146/00 Арбитражного суда Московской области, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что КРУ Минфина РФ проводило проверку целевого использования средств федерального бюджета Коломенским отрядом государственной противопожарной службы УГПС ГУВД Московской области за период с 01.01.98 по 31.12.99. В ходе проверки было установлены нарушения расходования средств федерального бюджета, в связи с чем постановлением от 16.06.2000 N 08-30/58 УФК по Московской области на ответчика наложен штраф в размере 258401 руб. 94 коп. за использование средств федерального бюджета не по целевому назначению.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, и пришел к правильному выводу о пропуске истцом срока привлечения к ответственности за допущенное ответчиком правонарушение.
В соответствии со ст.38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2-х месяцев со дня его обнаружения.
По делу видно, что нарушение ответчиком расходования средств федерального бюджета (нецелевое использование) обнаружено при проверке, проводимой КРУ Минфина РФ с 18.01.2000 по 15.02.2000, а постановление о привлечении ответчика за данное правонарушение к ответственности в виде взыскания штрафа вынесено лишь 16.06.2000, т.е. с нарушением установленного ст.38 КоАП РСФСР срока.
Доводы заявителя о том, что положения Кодекса об административных правонарушениях не распространяются на юридических лиц, а Бюджетный кодекс РФ и Указ Президента РФ N 1556 от 08.12.92, предусматривающие данный вид ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, не устанавливают сроки привлечения к ответственности за допущенные правонарушения, в связи с чем необходимо применять общие сроки исковой давности, предусмотренные ст.196 ГК РФ в три года, являются несостоятельными.
Предусмотренная п.3 Указа Президента РФ N 1556 от 08.12.92 "О Федеральном казначействе" ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных денежных средств является публично-правовой, т.е. административной ответственностью. В определении Конституционного Суда РФ от 10.10.98, вынесенном по делу о проверке конституционности ч.1 ст.6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, указано, что "вопрос о возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности решен федеральным законодателем в ряде актов, принятых после введения в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В частности, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в сфере налоговых и таможенных отношений, строительства и градостроительства, обеспечения пожарной безопасности и т.п. Не являются препятствием к установлению административной ответственности юридических лиц и положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, поскольку, согласно части третьей его статьи 2, положения данного Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в этот Кодекс".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения Конституционного Суда следует читать как "01.10.98"
При таких обстоятельствах суд правомерно применил к данным правоотношениям ст.38 КоАП РСФСР.
Руководствуясь ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 18.09.2000 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2000 по делу N А41-К2-10146/00 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2001 г. N КА-А41/6375-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании