г. Казань |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А55-3646/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальных услуг"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2019 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-3646/2019
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара (ОГРН 1026300956131, ИНН 6315222985) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальных услуг", г. Тольятти (ОГРН 1106320016307, ИНН 6321251416) об урегулировании разногласий по условиям договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное обществ энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ПАО "Самараэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальных услуг" (далее - ООО "УК ЖКУ", ответчик) об определении спорных условий договора энергоснабжения от 01.09.2018 N 05-7500э в следующей редакции по тексту оферты договора:
Пункт 4.1 договора:
"Покупатель" оплачивает фактические принятые в расчетном периоде объемы электрической энергии (мощности) по тарифам (ценам) для потребителей, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пункт 5.1 договора:
Определение объема (количества) потребленной электрической энергии, подлежащего оплате "гарантирующему поставщику", производится "гарантирующим поставщиком" в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и расчетов, произведенных в соответствии с Приложением N 4 к настоящему договору, в том числе на основании представленных в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего договора сведений.
Приложение N 4 по тексту приложения к договору.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "УК ЖКУ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, урегулировать разногласия между ресурсоснабжающей организацией ПАО "Самараэнерго" и управляющей организацией ООО "УК ЖКУ" при заключении договора энергоснабжения в редакции ответчика:
Пункт 4.1 договора:
"Покупатель" оплачивает норматив потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме в установленном порядке и определенном законодательством Российской Федерации.
Пункт 5.1 договора:
Определение объема (количества) потребленной электрической энергии, подлежащей оплате "гарантирующему поставщику", производится "гарантирующим поставщиком" в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и расчетами по нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению на содержание общего имущества по категориям многоквартирного дома согласно Приложению N 3 "Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населения Самарской области" к приказу от Минэнерго от 30.06.2016 N 139.
В Приложении N 4 страницу 4 исключить.
Считает, что расчет объема потребленной электроэнергии необходимо производить в соответствии с нормативом потребления.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, ПАО "Самараэнерго" направило ООО "УК ЖКУ" проект договора энергоснабжения от 01.09.2018 N 05-3646э в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик.
ООО "УК ЖКУ" возвратило договор с протоколом разногласий от 26.10.2018.
В соответствии с протоколом согласования разногласий при заключении договора стороны не пришли к согласию по указанным выше пунктам, а именно по порядку определения объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, по ул. Баныкина, 24 в г. Тольятти, находящемся в управлении ответчика, в отношении которого собственниками жилых помещений принято решение о непосредственных расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 421, 426, 445, 446, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обосновано удовлетворил заявленные исковые требования.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, в том числе договора снабжения электрической энергией, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (потребителям) коммунальной услуги (договоры ресурсоснабжения).
Условия договоров ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ и Правилами N 124, а в части, не урегулированной этими нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункты 3, 16 и 18 Правил N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, судами правомерно указано, что заключение договора энергоснабжения является обязательным как для истца, так и для ответчика.
Также в соответствии с пунктом 9.3 договора энергоснабжения, если ответчик не заявил обратного, то считается, что он дал согласие на передачу спора об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения или изменении его условий в арбитражный суд.
При этом на момент принятия решения ни одна из сторон не заявила о прекращении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальными ли общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 Приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 354, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Исходя из содержания указанных норм, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил N 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Разъяснения о применении данной нормы изложены также в письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов": "Расчет производится следующим образом:
- снимаются показания общедомовых приборов учета,
- считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,
- находится разница между общим и индивидуальным потреблением,
- полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.
Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.
На основании вышеизложенного размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
Кроме того, аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 21 (1) Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ООО "УК ЖКУ", оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, что подтверждается представленным актом разграничения имущественной (балансовой) принадлежности электрических сетей от 15.03.2012, и данный факт сторонами не оспаривается, разногласия в отношении пункта договора, где указаны общедомовые и индивидуальные приборы учета, не заявлены.
Таким образом, учитывая, что многоквартирный дом оборудован приборами учета, правомерен вывод судов, что не учитывать показания приборов учета, а применять расчетный метод, как настаивает ответчик, основания отсутствуют.
Следовательно, пункты 4.1 и 5.1 договора в редакции истца соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом собственники помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика, осуществляют непосредственные расчеты за поставленную электрическую энергию с истцом.
Согласно Приложению N 4 к договору определение объема потребления электрической энергии осуществляется по показаниям общедомовых приборов учета за вычетом потребления населения по показаниям приборов учета граждан-потребителей.
Таким образом, судами обоснованно отмечено, что схема расчетов, предложенная ПАО "Самараэнерго", соответствует формуле, указанной в подпункте "а" пункта 21 (1) Правил N 124, и основания для исключения из схемы определения объемов всех приборов учета, как предлагает ответчик, правовые основания отсутствуют.
Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Учитывая, что общими собраниями собственников помещений в спорных многоквартирных домах не приняты решения о распределении указанного объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчик является обязанным лицом по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Поскольку многоквартирный дом оборудован приборами учета, не учитывать показания прибора учета, а пользоваться расчетными способами, основания отсутствуют.
Ссылка ответчика на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данный способ распространяется только на собственников жилых помещений определения платы за содержание жилого помещения и не применяется для определения объема потребления коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А55-3646/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
...
Ссылка ответчика на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку данный способ распространяется только на собственников жилых помещений определения платы за содержание жилого помещения и не применяется для определения объема потребления коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2019 г. N Ф06-52057/19 по делу N А55-3646/2019