г. Казань |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А72-17176/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Батракова Алексея Николаевича - Кузьмина С.В. (доверенность от 25.07.2017), Власенко В.Б. (доверенность от 16.10.2018)
общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Недвижимость" - Кузьмина С.В. (доверенность от 08.11.2017 N 12), Власенко В.Б. (доверенность от 11.03.2019)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019 (судьей Конновой О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Сергеева Н.В.)
по делу N А72-17176/2018
по заявлениям индивидуального предпринимателя Батракова Алексея Николаевича (ОГРНИП 314732512500056, ИНН 732601182371), г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Недвижимость" (ОГРН 1087327001684, ИНН 7327045605), г. Ульяновск к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск, о признании недействительным постановления от 01.10.2018 N 1949, с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, г.Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Батраков Алексей Николаевич (далее - ИП Батраков А.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации города Ульяновска (далее - администрация) от 01.10.2018 N 1949 в части признания утратившими силу постановления администрации от 15.09.2017 N 2081 "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N1463" и постановления администрации от 14.03.2018 N 322 "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.03.2019 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве созаявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Недвижимость" (далее - ООО "Экспресс-Недвижимость", общество).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области), не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ИП Батраков А.Н., ООО "Экспресс-Недвижимость", явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласны, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 29.04.2016 N 1463 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск".
ИП Батраков А.Н. обратился в администрацию с заявлениями от 03.03.2017 о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в части включения в не мест размещения под павильонами, по адресам: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, северо-восточнее дома 101, и г. Ульяновск, ул. Радищева, северо-западнее дома 166.
Постановлениями администрации от 15.09.2017 N 2081 и от 14.03.2018 N 322 в раздел "Ленинский район" Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" включены места размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) под строками 281 и 279 по адресам: ул. Радищева, северо-западнее дома 166, и ул. Робеспьера, северо-восточнее дома 101, срок размещения 10 лет.
Между Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновск и ИП Батраковым А.Н. заключены договоры на размещение нестационарного торгового объекта от 13.11.2017 N 609 и от 11.04.2018 N 647, по условиям которых предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов по адресам: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Радищева, северо-западнее д. 166, и г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Робеспьера, северо-восточнее д. 101.
УФАС по Ульяновской области в отношении администрации вынесено предупреждение от 05.09.2018 N 398 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановлений администрации от 15.09.2017 N 2081 и от 14.03.2018 N 322.
Постановлением администрации от 01.10.2018 N 1949 были признаны утратившими силу, в том числе постановления администрации от 15.09.2017 N 2081 и от 14.03.2018 N 322, о чем письмом от 15.10.2018 N 14110-01 сообщено предпринимателю.
ИП Батраков А.Н., полагая, что постановление от 01.10.2018 N 1949 в части признания утратившими силу постановлений администрации от 15.09.2017 N 2081 и от 14.03.2018 N 322 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Между Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновск, ИП Батраковым А.Н. и ООО "Экспресс-Недвижимость" (правопреемник) заключены соглашения о переходе прав и обязанностей от 22.10.2018 N 1, по условиям которых обществу переданы права и обязанности предпринимателя по договорам на размещение нестационарного торгового объекта от 13.11.2017 N 609 и от 11.04.2018 N 647, в связи с чем ООО "Экспресс-Недвижимость" привлечено в качестве созаявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что постановлением от 01.10.2018 N 1949 спорные места размещения НТО исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск", принимая во внимание, что предпринимателю в нарушение подпункта "в" пункта 2.20 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 22.01.2016 N 6, не предложено устранить нарушение обязательств в соответствии с договорами на размещение нестационарных торговых объектов от 13.11.2017 N 609, от 11.04.2018 N 647, а также учитывая, что в нарушение приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 хозяйствующему субъекту не обеспечено предоставление альтернативных равноценных компенсационных мест, пришли к выводу о том, что постановление от 01.10.2018 N 1949 в оспариваемой части противоречит вышеуказанным нормативным актам, а также части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание следующее.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок от 22.01.2016 N 6).
В силу пункта 2.10 Порядка от 22.01.2016 N 6 Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.17 Порядка от 22.01.2016 N 6 во включении НТО в Схему отказывается в следующих случаях: нарушения установленных законодательством Российской Федерации противопожарных, санитарных, экологических, архитектурных норм, правил безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах города, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.); размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей; размещения НТО в границах охранных зон зарегистрированных памятников культурного наследия (природы) и в зонах особо охраняемых природных территорий без согласования места размещения с государственными органами, отвечающими за сохранность объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; нарушения прав третьих лиц в отношении земельного участка, на котором заявитель планирует разместить НТО; если земельный участок по адресу, указанному в заявлении, сформирован и стоит на кадастровом учете; если испрашиваемый земельный участок, на котором заявитель планирует разместить НТО, изъят из оборота.
Согласно подпункту "д" пункта 2.20 Порядка от 22.01.2016 N 6 орган местного самоуправления в праве внести изменения в Схему в порядке, предусмотренном пунктом 2.17 настоящего раздела, исключив из нее место размещения НТО, в том числе в связи с размещением НТО с нарушением архитектурных, градостроительных, строительных и пожарных норм и правил, проектов планировки и благоустройства территории муниципального образования Ульяновской области.
Как следует из материалов дела, администрация, признавая утратившими силу постановления администрации от 15.09.2017 N 2081 и от 14.03.2018 N 322 и исключая спорные места размещения НТО из Схемы, исходило из того, что данные места размещения НТО включены в Схему с нарушением пункта 2.10, подпункта 5 пункта 2.17 Порядка от 22.01.2016 N 6.
Так, согласно предписанию УФАС по Ульяновской области от 05.09.2018 N 398 нестационарный торговый объект, по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Радищева, северо-западнее д. 166, размещен на газоне, до оси дерева расстояние составляет менее 5 метров; нестационарный торговый объект, по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Робеспьера, северо-восточнее д. 101, находится на газоне.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.4 и подпунктами 4, 6 пункта 14.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "горд Ульяновск", утвержденных постановлением администрации от 01.06.2017 N 1406, на территории города Ульяновска запрещается размещение нестационарных объектов различного назначения, включая торговые, на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, в арках зданий, на тротуарах, на обочинах автомобильных дорог общего пользования, остановках общественного транспорта; на расстоянии ближе 5 м от ствола дерева.
В соответствии с пунктом 9.6 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние от наружной стены здания, сооружений, объектов инженерного благоустройства до оси ствола дерева должно составлять не менее 5 метров, до кустарника 1,5 метра.
Таким образом, судам первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела необходимо было установить законность включения спорных мест размещения НТО в Схему размещения НТО, а также возможность устранения недостатков, в случае их наличия.
При этом в случае установления, что спорные места размещения НТО были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" с нарушением пункта 2.10, подпункта 5 пункта 2.17 Порядка от 22.01.2016 N 6, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 и часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку указанные нормы не распространяют свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций, не устанавливали, включены ли спорные места размещения НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в соответствии с требованиями действующего законодательства, равно как и не проверили возможность устранения допущенных недостатков, в случае их наличия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А72-17176/2018 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить: включены ли спорные места размещения НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в соответствии с требованиями действующего законодательства, проверить возможность устранения допущенных недостатков, в случае их наличия, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А72-17176/2018 отменить.
Дело N А72-17176/2018 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9.6 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние от наружной стены здания, сооружений, объектов инженерного благоустройства до оси ствола дерева должно составлять не менее 5 метров, до кустарника 1,5 метра.
Таким образом, судам первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела необходимо было установить законность включения спорных мест размещения НТО в Схему размещения НТО, а также возможность устранения недостатков, в случае их наличия.
При этом в случае установления, что спорные места размещения НТО были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" с нарушением пункта 2.10, подпункта 5 пункта 2.17 Порядка от 22.01.2016 N 6, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 и часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку указанные нормы не распространяют свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций, не устанавливали, включены ли спорные места размещения НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в соответствии с требованиями действующего законодательства, равно как и не проверили возможность устранения допущенных недостатков, в случае их наличия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2019 г. N Ф06-51969/19 по делу N А72-17176/2018