г. Казань |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А57-24942/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Филимонова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Загретдиновой Р.Ф.
при участии представителей, присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
истца - Сидякиной Г.Ю., доверенность от 26.09.2019,
ответчика - Пинчук О.Ю., доверенность от 29.08.2019 N 54, Сударкиной О.Ф., доверенность от 28.04.2019 N 22,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Гагаринское", г. Энгельс
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.03.2019 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-24942/2018
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Гагаринское", г. Энгельс (ИНН 6449054122, ОГРН 1096449002638) к акционерному обществу "Управление отходами", г. Москва, в лице филиала в г. Саратове (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232) об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Гагаринское" (далее - ТСЖ "Гагаринское", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Управление отходами" в лице филиала в г. Саратове (далее - АО "Управление отходами", ответчик) об урегулировании разногласий по договору от 12.08.2018 N 50/112/0004592, а именно пунктов 1.4, 2.2, 2.4, 4.1.7, 4.3.10, 5.1, 5.2, 5.3, 10.2, 12.13 приложения к договору.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019, спорные пункты 1.4, 2.2, 2.4, 4.3.10, 5.1, 5.2, 5.3, 10.2, 12.13 приложения к договору приняты в редакции АО "Управление отходами", пункт 4.1.7 принят в редакции исполнителя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "Гагаринское" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Гагаринское" осуществляет управление многоквартирным домом N 14а по ул. Тельмана в г. Энгельсе.
19.08.2018 ТСЖ направило в адрес регионального оператора (ответчик) заявку на заключение договора посредством электронной почты в соответствии с условиями, размещенными на официальном сайте regoperator.org.
21.09.2018 ТСЖ получило от регионального оператора Саратовской области для подписания договор от 12.08.2018 N 50/112/0004592 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
03.10.2018 ТСЖ направило в адрес ответчика протокол разногласий к проекту договора, содержащий возражения о несогласии с предложенными условиями.
18.10.2018 ТСЖ получило протокол согласования разногласий, согласно которому предложения ТСЖ по пунктам 1.4, 2.2, 4.3.10, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 10.2, 12.2 были оставлены в редакции Регионального оператора, пункты 2.4, 4.1.7 согласованы в редакции потребителя услуг - ТСЖ.
В связи с возникшими разногласиями при заключении спорного договора истец обратился в суд с требованием об урегулировании разногласий по договору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
28.09.2018 в адрес истца с учетом рассмотренного протокола разногласий был направлен проект договора по типовой форме, который не подписан со стороны истца.
Судом рассмотрены разногласия сторон по пункту 1.4 договора.
Редакция истца: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 08.09.2018".
Редакция ответчика (регионального оператора): "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 12.08.2018".
Принимая пункт договора в редакции ответчика, суд первой инстанции отметил, что предлагаемая истцом редакция проекта договора не соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Кроме того, пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
23.01.2018 на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12.08.2018 постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Учитывая изложенное, с 12.08.2018 у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что истец не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором; при этом установлено, что указанный ответчик оказывает услуги по вывозу коммунальных отходов, а истец принимает услуги (обратное не доказано), сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу пункта 3 статьи 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.
Доказательств заключения договора с иной специализированной организацией в материалы дела не предоставлено.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (вместе с Правилами обращения с ТКО), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Кроме того, Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается (статья 18).
Доводы истца о том, что в месте накопления отходов на территории домовладения истца отсутствуют мусорные контейнеры, правомерно отклонены судами. Ближайшее место накопления к многоквартирному дому 14А по улице Тельмана г. Энгельса Саратовской области расположено на территориях общего доступа у многоквартирных домов N 14, 18, 80 по ул. Тельмана г. Энгельс Саратовской области.
Исходя из норм действующего законодательства, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с не организацией органами местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.
Доводы о том, что он не пользовался до сентября 2018 года услугами по вывозу ТКО, обоснованно отклонены судами.
Для организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов от их собственников уполномоченным органом субъекта (Министерством природных ресурсов и экологии по Саратовской области) утверждена территориальная схема.
В развитие территориальной схемы к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного твердых коммунальных отходов, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра. Созданные в установленном порядке места накопления укомплектованы контейнерами для сбора отходов, предоставленными региональным оператором.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения жителям Энгельсского муниципального района предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все население муниципального образования.
Поскольку у собственников имелся доступ получения услуги посредством использования контейнеров, расположенных на территории общего пользования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 12.08.2018.
Довод о том, что факт неоказания услуг подтверждается информацией СМИ и является общеизвестным, не подтверждает факт неоказания услуг именно истцу.
Довод о не предоставлении услуги либо предоставлении ее не в полном объеме не является основанием для произвольного изменения по усмотрению сторон момента выхода на рынок оказания услуг Регионального оператора.
Более того, требование о перерасчете платы по основаниям не предоставления либо некачественного предоставления услуги является самостоятельным требованием, которое истцом не заявлялось.
Исходя из изложенного, пункт 1.4 договора правомерно принят в редакции регионального оператора (ответчика).
Судом рассмотрены разногласия сторон по пункту 2.2 договора.
Редакция ответчика: "Расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, по следующей формуле: Pi = Qiтко * T отх _. далее по тексту".
Редакция истца: "Исключить".
Как усматривается из материалов дела, в типовой форме договора приведен расчет договора, определяющийся как произведение расчетного объема отходов на утвержденный для Регионального оператора тариф. Предметом рассмотрения спора являются правоотношения между Региональным оператором и ТСЖ "Гагаринское".
При этом существенное значение имеет статус участников спора.
Так, региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ТСЖ "Гагаринское", в свою очередь, обладает статусом товарищества собственников жилья, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Следовательно, источником образования отходов, на транспортирование которых истцом на рассмотрение арбитражного суда Саратовской области был передан спор, являются собственники помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47.
При этом согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к Правилам.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 9(2) Приложения N 2 Правил N 354 закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого помещения; норматива накопления твердых коммунальных отходов; цены на коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 1 августа 2018 года).
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей физических лиц.
Часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
По смыслу частей 6.2, 7.1 статьи 155, частей 1, 2, 2.3, 9 статьи 161, частей 1-3 статьи 162 ЖК РФ, пунктов 40, 63, 64 Правил N 354 правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении регионального оператора, как поставщика коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома, производны от прав собственников помещений в этом доме. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления многоквартирным домом.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением одного из следующих стандартов: осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) и др., в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
При этом в пункте 6 указанных требований закреплено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2 названной статьи определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг.
В пункте 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, доводы ТСЖ "Гагаринское" о возможности применения к собственникам многоквартирного дома иного расчета за предоставленные коммунальные услуги правомерно отклонены судами, пункт 2.2 договора принят в редакции ответчика.
Разногласия по пункту 2.4 договора приняты в редакции ответчика: "Исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным", что не противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев разногласия по пункту 4.1.7 договора, суд установил, что ответчик не возражает против принятия данного пункта в редакции истца, в связи с чем указанный пункт договора принят в редакции истца.
Пункт 4.3.10 договора истец просил исключить из договора.
Ответчик поддержал свою предложенную редакцию: "Предоставлять региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направлять уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пункт 6 Правил N 354 закрепляет, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Поскольку предложенная ответчиком редакция пункта 4.3.10 договора согласуется с позицией федерального законодательства и не противоречит условиям типового договора, данный пункт правомерно принят в редакции ответчика.
Пункт 5.1 договора суд счел возможным принять в редакции ответчика.
Истцом предложена редакции данного пункта договора, предполагающая коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Однако, данная редакция не согласуется с Правилами N 354 и Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.
Местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, является контейнерная площадка, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, в правоотношениях с истцом коммерческому учету подлежат отходы, накапливаемые в месте накопления на территории земельного участка многоквартирного дома.
Пункт 6 Правил N 505 определяет, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
При этом, согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерной площадке д. 14А по ул. Тельмана г. Энгельса Саратовской области, являются собственники многоквартирного дома, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам (кв.м.), утвержденным для собственников - физических лиц многоквартирного дома.
Пунктом 148(15) Правил N 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2-х экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
При этом постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, редакция договора, предложенная ответчиком, согласуется с позицией федерального и областного законодательства и не противоречит условиям типового.
Суд, рассмотрев разногласия сторон, по пункту 5.2 договора, счел возможным принять данный пункт в редакции ответчика, поскольку согласно пункту 25 Правил обращения с ТКО существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в числе прочего являются: е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов.
Довод истца об отсутствии в типовой форме договора информации об обязательности указания на количество образующихся ТКО является несостоятельным. Специальной нормой данное требование отнесено к существенным условиям.
Принимая пункт 5.3 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пункт 13 Типовой формы договора закрепляет, что потребитель обязан б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505.
Пункт 6 Правил N 505 закрепляет, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
При этом подпункт а) пункта 5 регламентирует обязательность коммерческого учета ТКО расчетным путем.
Разногласия сторон по пункту 10.2 договора приняты в редакции ответчика, поскольку право регионального оператора на односторонний отказ от исполнения условий с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, закреплено статьей 157.2 ЖК РФ.
Приложения к договору приведены в соответствие с указанной выше позицией регионального оператора, что соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, договор на оказание услуг между сторонами принят судом на условиях типовой формы, утвержденной Правилами обращения с ТКО, и в соответствии с требования гражданского законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.03.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А57-24942/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 148(15) Правил N 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2-х экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
...
Разногласия сторон по пункту 10.2 договора приняты в редакции ответчика, поскольку право регионального оператора на односторонний отказ от исполнения условий с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, закреплено статьей 157.2 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2019 г. N Ф06-52152/19 по делу N А57-24942/2018