г. Казань |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А06-13290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.05.2019 (судья Серикова Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-13290/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СервисСтрой" (ИНН 3017052299, ОГРН 1073017002552) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ИНН 3017060300, ОГРН 1093017001450) о расторжении государственного контракта,
по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ИНН 3017060300, ОГРН 1093017001450) к обществу с ограниченной ответственностью "СервисСтрой" (ИНН 3017052299, ОГРН 1073017002552) о взыскании пени и штрафа, третье лицо - Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой" (далее - ООО "СервисСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, управление) о расторжении государственного контракта от 09.07.2018 N 01/2018/Ол.
В свою очередь, управление обратилось в Арбитражный суд Астраханской области со встречным иском о взыскании 8213,84 руб. пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 09.07.2018 N 01/2018/Ол за период с 11.09.2018 по 14.01.2019, 25 917,99 руб. штрафа за неисполнение условий государственного контракта от 09.07.2018 N 01/2018/Ол.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, первоначальный иск удовлетворен. Государственный контракт от 09.07.2018 N 01/2018/Ол расторгнут. В удовлетворении встречного иска отказано.
Управление в кассационной жалобе принятые по делу судебные акты просит отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.
Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из обжалуемых судебных актов, между обществом (подрядчик) и управлением (заказчик) был заключен государственный контракт N 01/2018/Ол (далее - контракт) на выполнение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).
При этом пунктом 3.1.3 контракта была предусмотрена обязанность подрядчика самостоятельно получить разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ у организаций, а также иные документы, необходимые при исполнении контракта.
Общество неоднократно обращалось в адрес третьего лица за выдачей разрешения на проведение работ на объекте.
Третьим лицом в выдаче разрешения на проведение работ было отказано.
Учитывая наличие отказа в выдаче разрешения на проведение работ и, как следствие, неисполнимость обязательств по контракту, подрядчик обратился к заказчику с предложением расторгнуть контракт с приложением соответствующего соглашения о расторжении контракта (далее - соглашение).
Отказ управления от подписания соглашения явился основанием для общества для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Заказчиком заявлен встречный иск со ссылкой на нарушение подрядчиком сроков выполнения работ.
Удовлетворяя требование общества о расторжении контракта, суды руководствовались пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта отсутствия достижимости исполнения контракта и невозможности дальнейшего сохранения обязательственных правоотношений.
Судами установлено, что подрядчик в целях осуществления возложенных на него контрактом обязанностей предпринимал все последовательные меры для выполнения работ к установленному сроку.
Возможность приступить к работам на объекте и исполнить обязательства по контракту у подрядчика отсутствовала по причине неполучения разрешения на выполнение работ на объекте культурного наследия, в выдаче которого было отказано третьим лицом по делу.
Подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о наличии препятствий в выполнении работ, о невозможности приступить к выполнению работ (письма от 10.07.2018 N 43, от 19.07.2018 N 47, от 23.08.2018 N 49, от 08.10.2018 N 80).
Доказательства, свидетельствующие о принятии заказчиком необходимых мер для устранения обстоятельств, препятствующих исполнению подрядчиком контракта, в материалы дела не представлены.
С учетом установленного, руководствуясь статьями 329, 330, пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суды не усмотрели оснований для удовлетворения встречных требований заказчика.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Возражения управления о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А06-13290/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требование общества о расторжении контракта, суды руководствовались пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта отсутствия достижимости исполнения контракта и невозможности дальнейшего сохранения обязательственных правоотношений.
...
С учетом установленного, руководствуясь статьями 329, 330, пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суды не усмотрели оснований для удовлетворения встречных требований заказчика."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2019 г. N Ф06-52404/19 по делу N А06-13290/2018