г. Казань |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А12-20046/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 11.10.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - Григорьевой О.А., доверенность,
в отсутствие:
иного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019
по делу N А12-20046/2018
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (ИНН 3444137429, ОГРН 1063444061230), к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения, по встречному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (ИНН 3444137429, ОГРН 1063444061230), администрации Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, Волгоградской области в лице администрации Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) о признании зарегистрированного права собственности и права оперативного управления отсутствующими, третьи лица: публичное акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (ИНН 3443029580, ОГРН 1023402971272), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (далее - ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ПАО "МРСК Юга", компания) об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения.
ПАО "МРСК Юга" обратилось со встречным иском к ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности", администрации Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация сельского поселения), Волгоградской области в лице администрации Волгоградской области (далее - администрация), Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - комитет) о признании зарегистрированного права собственности и права оперативного управления отсутствующими, полагая спорное имущество движимым.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019, первоначальные требования удовлетворены. Суд истребовал из незаконного владения ПАО "МРСК" в пользу учреждения объекты ТП-10/0,4 кВ N 670, 672, 634, включенные в состав объекта электросетевого хозяйства - воздушные линии электропередач низкого напряжения 0,4 кВ, протяженностью 6 545,15 м, с кадастровым номером 34:11:000000:896, расположенные по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Ежовка. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Компания, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Учреждение, публичное акционерное общество "Волгоградоблэлектро" в отзывах просят в кассационной жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 08.10.2019 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 27.12.2016 N 1004 объект электросетевого хозяйства (далее - ЭСХ) воздушные линии электропередач низкого напряжения 0,4 кВ, протяженностью 6 545,15 м, с кадастровым номером 34:11:000000:896, расположенные по адресу: Волгоградская область, Киквидзенский район, х. Ежовка, принят в государственную собственность Волгоградской области и распоряжением комитета от 26.01.2017 N 168-р утвержден акта приема-передачи имущества из муниципальной собственности Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в государственную собственностью Волгоградской области. Распоряжением комитета от 26.01.2017 N 169-р закреплен на праве оперативного управления за учреждением. В состав объекта включены ТП-10/0,4кВ N 670, 672, 634.
Согласно договору аренды от 25.09.2017 N 2-ЭСХ, заключенному между учреждением и ПАО "Волгоградоблэлектро", указанный объект ЭСХ передан последнему в аренду. Во исполнение заключенного договора аренды ПАО "Волгоградоблэлектро" письмом от 17.11.2017 N 12425/25 направило в адрес ПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" акты технологического присоединения по КТП-670, КТП-672, КТП-634.
Ответчик акты не подписал и пояснил, что спорные объекты находятся в его собственности на основании решения комитета от 19.08.2002 N 42.
Указанные объекты находятся на балансе производственного отделения "Урюпинские электрические сети". Кроме того, спорные объекты ответчик не считает недвижимым имуществом.
ГБУ "Волгоградский центр энергоэффективности", полагая, что спорный объект находится у ПАО "МРСК Юга" незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
ПАО "МРСК Юга", считая себя собственником спорного имущества, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о признании права оперативного управления.
Суды двух инстанций, удовлетворяя первоначальный иск, исходили из принадлежности спорного имущества в силу закона к муниципальной собственности, отсутствием оснований для удовлетворения встречного иска.
Выводы судов закону не противоречат.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика; право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, при рассмотрении виндикационного иска (иск не владеющего собственника к владеющему не собственнику) суду необходимо установить наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое индивидуально-определенное имущество (подтверждение первичными и иными документами факта приобретения истцом имущества), фактическое нахождение спорного имущества у ответчика, незаконность владения ответчиком этим имуществом (обладание имуществом без надлежащего правового основания либо по порочному основанию).
Для удовлетворения иска об истребовании из чужого незаконного владения вещи необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
Удовлетворяя требование учреждения, суды исходили из отсутствия правовых оснований для владения ответчиком спорным объектом.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) и абзаца 4 пункта 1 Приложения 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружений и сети водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Судом установлено, что спорный объект электросетевого хозяйства является частью электрической сети х. Ежовка, Киквидзенского района, Волгоградской области, от которой запитаны абоненты, использующие электроэнергию для социально-бытового и личного потребления и объекты инфраструктуры х. Ежовка.
Кассатором данное обстоятельство не оспаривается.
Таким образом, в силу закона указанное имущество является муниципальной собственностью.
Право собственности на вышеперечисленные спорные объекты электросетевого хозяйства было зарегистрировано в органе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области за Ежовским сельским поселением Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на основании решения Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 18.03.2013 по делу N 2-80/2013 по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию в муниципальную собственность объекта электросетевого хозяйства.
Указанным решением суда общей юрисдикции объект электросетевого оборудования - воздушные ЛЭП низкого напряжения протяженностью 6545,15 км и КТП в количестве 10 штук - был признан бесхозяйным и передан в муниципальную собственность Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области. Решением совета депутатов Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 14.09.2016 муниципальное имущество (объект электросетевого хозяйства) безвозмездно передано из муниципальной собственности имущества казны Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в собственность Волгоградской области.
Постановлением Губернатора Волгоградской области издано распоряжение от 27.12.2006 N 1004 "О передаче имущества из муниципальной собственности муниципальных образований в государственную собственность Волгоградской области", которым постановлено принять безвозмездно из муниципальной собственности, в том числе Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в государственную собственность Волгоградской области имущество согласно приложению 7.
Распоряжением комитета от 26.01.2017 N 168-р утвержден акт приема передачи имущества из муниципальной собственности Ежовского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в государственную собственность Волгоградской области. Согласно Приложению к названному распоряжению и акту приема-передачи переданы воздушные линии ЛЭП низкого напряжения 0,4 кВ протяженностью 6 545,15 м, в состав которых включены спорные ТП-10/0,4кВ N 670, 672, 634.
Распоряжением комитета от 26.01.2017 N 168-р за учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления согласно приложению, в котором поименовано имущество: воздушные линии ЛЭП низкого напряжения 0,4 кВ протяженностью 6545,15 м.
Возражая против иска, ПАО "МРСК Юга" ссылалось на то, что спорные объекты получены при преобразовании производственного объединения энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго", включены в план приватизации.
Внеочередным общим собранием акционеров АО "Волгоградэнерго" (протокол от 18.01.2008 N 1/08) принято решение о реорганизации в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга", составлен передаточный акт от 03.12.2007 с приложением инвентарной описи объектов основных средств.
Согласно сведениям в Выписке из инвентарной описи основных средств для учета в передаточном акте на 30.06.2007, трансформаторные подстанции ТП N 634, N 670, N 672 и воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4 кВ от данных ТП были переданы в собственность ПАО "МРСК Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" и числятся на балансе общества под инвентарными номерами 345600041668 (ТП N 634), 345600041850 (ТП N 670), 345600041680 (ТП N 672), 345600031502, 345600031515 (воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4 кВ от данных ТП).
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды признали, что на момент принятия решения о включении этого имущества в плане приватизации Волгоградэнерго собственником спорного имущества в силу прямого указания закона являлось Ежовское сельское поселение Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
Согласно пункту 36 постановления N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Доказательств того, что спорное имущество находилось на территории предприятия и обслуживало только его, в материалы дела не представлено. Доказательств строительства спорного объекта АО "Волгоградэнерго", либо иными лицами с последующей передачей права собственности обществу, не представлено.
Достоверных доказательств, опровергающих указанные выводы судов, кассатором в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что решение суда общей юрисдикции от 18.03.2013 по вышеназванному иску прокурора было отменено областным судом 31.10.2018 и производство по делу о признании бездействия незаконным и понуждению принятия в муниципальную собственность электросетевого оборудования, находящегося на территории хутора Ежовка Киквидзенского района Волгоградской области, было прекращено, не опровергает выводы судов о принадлежности спорного имущества в силу закона к муниципальной собственности.
Воздушные линии ЛЭП низкого напряжения и спорные КПП были созданы в период до 1991 года как единый технологический объект, предназначенный для социально-бытового, личного потребления и объектов инфраструктуры названного х. Ежовка, и в силу (статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) является недвижимой вещью.
Ссылки кассатора на акты разграничения балансовой принадлежности от 2002, 2008 и 2015 годов, подписанные различными руководителями администрации, не опровергают выводов судов о принадлежности спорной вещи на момент разграничения собственности к муниципальной собственности.
К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
Требование кассатора об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение направлено на иную оценку имеющихся в деле доказательств.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А12-20046/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
...
Согласно пункту 36 постановления N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
...
Воздушные линии ЛЭП низкого напряжения и спорные КПП были созданы в период до 1991 года как единый технологический объект, предназначенный для социально-бытового, личного потребления и объектов инфраструктуры названного х. Ежовка, и в силу (статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) является недвижимой вещью."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2019 г. N Ф06-51978/19 по делу N А12-20046/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51978/19
28.06.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6141/19
24.05.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5615/19
16.04.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-20046/18
31.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10907/18
18.07.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-20046/18