г. Казань |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А65-34874/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Бубновой Е.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Шарафиева Ш.И. по доверенности от 03.12.2018 N 761,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ортэкс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2019 (судья Андреев К.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-34874/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технопарк Вертикаль", Республика Беларусь, г. Минск к обществу с ограниченной ответственностью "Ортэкс" (ОГРН 1021601978100, ИНН 1649005395), г. Лениногорск о взыскании 891 345,10 рублей штрафа, УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Вертикаль" (далее - ООО "Технопарк Вертикаль", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ортэкс" (далее - ООО "Ортэкс", ответчик) о взыскании 891 345,10 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) был заключен контракт от 17.07.2017N 27, по условиям которого истец обязался передавать в собственность ответчика, а ответчик принимать и оплачивать товар, наименование, количество, цена, общая стоимость которого согласовывалась сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемыми частями контракта.
Во исполнение условий контракта сторонами подписана спецификация N 1 от 17.07.2017 на сумму 87 000,00 евро.
Пунктом 2.2 контракта определен порядок расчетов - 100% предоплата. Предоплата осуществлена ответчиком 27.07.2017.
После получения предоплаты истец исполнил условия контракта в полном объеме, поставил в адрес ответчика товар на 87 000,00 евро по: CMRN 23092016023 от 31.07.2017, ТТН 2151255 от 31.07.2017 - 33 000,00 евро; CMR N 2309201602 от 31.07.2017, ТТН 2151254 от 31.07.2017 - 23 000,00 евро; CMR N 2309201601 от 31.07.2017, ТТН 2151256 от 31.07.2017 - 31 000,00 евро Итого: 87 000,00 евро.
При отгрузке товара применена (отражена) ставка НДС - 0%.
Истцом в адрес ответчика оказаны транспортно-экспедиционные услуги на сумму 5 000,00 евро. Услуги оплачены ответчиком 31.07.2017.
По оказанным услугам так же применена (отражена) ставка НДС-0%.
Согласно статье 71 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.
Статьей 72 вышеуказанного договора предусмотрено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Согласно пункту 5 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему договору.
Пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.
Пунктом 4 настоящего Протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется, в том числе, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Согласно пункту 5 Протокола документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
В силу пункта 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства- члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
В соответствии с пунктом 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
Согласно пункту 4.3.3. контракта, заключенного между сторонами, покупатель обязан предоставить поставщику все необходимые документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, в том числе, в течении 90 дней с момента отгрузки товара, предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа Российской Федерации об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательства). Документы предоставляются на бумажном носителе в оригинале или копии по усмотрению налоговых органов Республики Беларусь.
Со стороны покупателя было допущено ненадлежащие исполнение условий контракта в части предоставления документов поставщику для подтверждения применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов. В частности, не были предоставлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по товарам, поставленным в адрес покупателя по CMR N 23092016023, ТТН 2151255 от 31.07.2017 на 33 000,00 евро, CMR N 2309201601, ТТН 2151256 от 31.07.2017 на 31 000,00 евро.
В связи с этим, истец не смог подтвердить применение нулевой ставки НДС и был вынужден уплатить в бюджет Республики Беларусь сумму НДС (согласно пункта 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Национальным Банком Республики Беларусь установлен курс 1 евро на 31.07.2017 - 2,2700 белорусских рублей.
Наименование товара |
Кол-во (шт) |
Стои- мость, евро |
Стои- мость BYN |
Став-ка НДС% |
Сумма НДС, BYN |
Стои мость с НДС, BYN |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Подъемник ножничный ЛЛЗ 4394 RT (б/у) 2005 г. |
1 |
10 200,00 |
23 154,00 |
20 |
4630,80 |
27 784,80 |
Подъемник коленчатый JLG 4394RT (б/у) 2006 г. |
1 |
20 800,00 |
47 216,00 |
20 |
443,20 |
56 659,20 |
Ножничный подъемник JLG 4394RT(б/у) 2006 г. |
1 |
12 200,00 |
27 694,00 |
20 |
5538,80 |
33 232,80 |
Подъемник коленчатый JLG 510 AJ (б/у) 2006 г. |
1 |
20 800,00 |
47 216,00 |
20 |
9443,20 |
56 659,20 |
Услуги |
|
5000,00 |
11 350,00 |
20 |
2270,00 |
13 620,00 |
ИТОГО |
|
69 000,00 |
156630,00 |
Х |
31326,00 |
187956,00 |
НДС к уплате поставщиком составил 31 326,00 белорусских рублей, что эквивалентно 960 981,44 российских рублей, исходя из курса, установленного Центральным Банком Российской Федерации на 31.07.2017.
Истец отразил вышеуказанную сумму НДС (31 326,00 белорусских рублей) в электронных счетах-фактурах. Вышеуказанная сумма НДС включена в общую сумму НДС, отраженную в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость от 20.04.2018.
По состоянию на 01.04.2018 задолженность истца по уплате НДС перед бюджетом составляла 89 329,69 белорусских рублей.
По факту предоставления уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2018 года у истца образовалась переплата перед бюджетом на сумму 64 619,85 белорусских рублей.
Таким образом, на дату уплату НДС за 1 квартал 2018 года (23.04.2018) сумма недоимки истца перед бюджетом составила 24 709,84 белорусских рублей (89 329,69 - 64 619,85), НДС в размере 24 709,84 белорусских рублей был предъявлен истцом к уплате платежным поручением N 3 от 23.04.2018.
24.04.2018 произведена частичная оплата по платежному поручения N 3 от 23.04.2018 на сумму 3884,11 белорусских рублей.
02.05.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 0,02 белорусских рублей.
03.05.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 340,40 белорусских рублей.
18.05.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 2 400,00 белорусских рублей.
21.05.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 29,03 белорусских рублей.
13.06.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 6,40 белорусских рублей.
21.06.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 454,54 белорусских рублей.
06.07.2018 произведена частичная оплата по платежному поручению N 3 от 23.04.2018 на сумму 17 595,34 белорусских рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В данном случае истец указывает, что действиями ответчика ему причинены убытки на сумму 960 981,44 российских рублей. Кроме того, налоговым органом Республики Беларусь истцу была начислена к уплате пеня.
В силу статьи 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Согласно пункту 5.3 контракта в случае непредставления покупателем документов согласно пункту 4.3.3 контракта, которое повлекло обязанность уплаты поставщиком налогов, акцизов и (или) других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь, покупатель уплачивает поставщику штраф в размере суммы, подлежащей уплате (уплаченное поставщиком).
Убытки истца, непокрытые неустойкой, составляют сумму НДС, начисленную на оказанные истцом ответчику транспортно-экспедиционные услуги, в размере 2270,00 белорусских рублей, что эквивалентно 69 636,34 российских рублей, исходя из курса, установленного Центральным Банком Российской Федерации на 31.07.2017, а также сумма пени, начисленная в адрес истца налоговым органом.
Таким образом, сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 891 345,10 российских рублей (960 981,44 - 69 636,34.)
Истцом в адрес ответчика 07.05.2018 была направлена претензия о возмещении суммы убытков и уплате суммы штрафа.
Ответчик не согласился с заявленными требованиями истца указав, что необходимые документы не были предоставлены ответчиком в адрес истца в связи с отказом налогового органа в проставлении отметки об уплате косвенных налогов. По мнению ответчика, убытки истцу не были причинены действиями ответчика.
В силу абзаца 1 статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование).
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Проанализировав положения пункта 4.3.3. контракта в отдельности, а также - путем сопоставления с другими условиями и смыслом контракта в целом и в системной взаимосвязи с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (статья 72, пунктов 3, 4, 5, 13, 14, 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров) в порядке, установленном статьей 431 ГК РФ, и указанными выше разъяснениями, суды сделали правильный вывод, что п. 4.3.3. контракта предусмотрена обязанность ответчика как покупателя товара предоставить истцу все необходимые документы для подтверждения обоснованности применения последним нулевой ставки НДС, в том числе, в течении 90 дней с момента отгрузки товара, предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной Договором о Евразийском экономическом союзе, с отметкой налогового органа Российской Федерации об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательства).
Как следует из материалов дела и представленного уведомления налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения) от 15.12.2017 N 370, ответчик необоснованно отразил в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ставку НДС 0%. При этом каких-либо действий по отражению ставки налога, подлежащей применению в соответствии с налоговым законодательством РФ, и фактической уплате суммы налога, ответчиком не предпринималось.
Довод ответчика об отсутствии его вины в нарушении п. 4.3.3. контракта и непредставлении документов, предусмотренных данным пунктом, обоснованно отклонены нижестоящими судами.
Исходя из вышеизложенного, суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, не противоречат судебной практике, установленной применительно к действовавшему в спорном периоде законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А65-34874/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ортэкс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ортэкс" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав положения пункта 4.3.3. контракта в отдельности, а также - путем сопоставления с другими условиями и смыслом контракта в целом и в системной взаимосвязи с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (статья 72, пунктов 3, 4, 5, 13, 14, 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров) в порядке, установленном статьей 431 ГК РФ, и указанными выше разъяснениями, суды сделали правильный вывод, что п. 4.3.3. контракта предусмотрена обязанность ответчика как покупателя товара предоставить истцу все необходимые документы для подтверждения обоснованности применения последним нулевой ставки НДС, в том числе, в течении 90 дней с момента отгрузки товара, предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной Договором о Евразийском экономическом союзе, с отметкой налогового органа Российской Федерации об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательства)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2019 г. N Ф06-51691/19 по делу N А65-34874/2018