г. Казань |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А06-11694/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Сангаджиева А.Н. (доверенность от 14.01.2019 N 03-38/00271),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019
по делу N А06-11694/2018
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.08.2018 N 328-РЗ-04-18, заинтересованные лица: закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", общество с ограниченной ответственностью "Хай Систем",
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, антимонопольный орган) от 14.08.2018 N 328-РЗ-04-18.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.03.2019 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14.08.2018 N 328-РЗ-04-18 признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А06-11694/2018 решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.03.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", общество с ограниченной ответственностью "Хай Систем" в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru УФНС России по Астраханской области 13.07.2018 размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров (считывателей) двухмерного штрих-кода (номер извещения 0325100012418000013) и документация о нем (далее - аукционная документация). Начальная (максимальная) цена контракта составила 170 586 руб.
По результатам подведения итогов электронного аукциона победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Хай Систем" (далее - ООО "Хай Систем") с ценовым предложением 125 516 руб. 97 коп. (протокол от 27.07.2018 N 0325100012418000013-3).
УФНС России по Астраханской области ООО "Хай Систем" направлен проект государственного контракта с указанием цены контракта 106 689 руб. 42 коп. (цена снижена на 15% по отношению к предложенной в ходе электронного аукциона).
Антимонопольным органом вынесено решение от 14.08.2018 N 323-Р3-04-18 о признании жалобы ООО "Хай Систем" частично обоснованной УФНС России по Астраханской области признана нарушившей пункт 4, части 6 и часть 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров (считывателей) двухмерного штрих-кода.
Посчитав, что решение антимонопольного органа является незаконным, России по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что внесение налоговым органом 01.08.2018 дополнительной информации в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 не повлекло за собой нарушение Закона о контрактной системе.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовалась следующим.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьей 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регламентировано положениями статей 59 - 71 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).
Пунктом 15 аукционной документации по настоящему делу установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд", установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для участников, заявки которых содержат предложения о поставке товаров соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что указанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2018 в 17 час. 01 мин. на электронной площадке и на официальном сайте единой комиссией заказчика был размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018. В указанном протоколе отсутствовали сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
УФНС России по Астраханской области 01.08.2018 в 16 час. 56 мин. разместило на электронной площадке и на официальном сайте новую редакцию протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018. В данной редакции имеется дополнительная информация, что заявки участников закупки, зарегистрированные под N N 27, 108, содержат предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (Китай).
Законом о контрактной системе не установлен запрет на внесение изменений в протоколы электронного аукциона. Однако при внесении таких дополнений (изменений) должны соблюдаться нормы Закона о контрактной системе, в т.ч. требования части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе - о направлении заказчиком оператору электронной площадки и размещения в единой информационной системе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения изменений в протоколы за пределами сроков для их размещения, установленных частями 6, 7 статьи 67, частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, суд апелляционной инстанции признал, что внесение заказчиком изменений в протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протоколы подведения итогов электронного аукциона после размещения в единой информационной системе содержит признаки нарушения Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал верным вывод антимонопольного органа о том, что действия единой комиссии при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 нарушают пункт 4 части 6 и часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В отношении довода о формальном подходе антимонопольного органа к применению положений Закона о контрактной системе, суд апелляционной инстанции заключил, что в действиях единой комиссии имеются нарушения требований Закона о контрактной системе, однако, они не привели к неправильному определению победителя аукциона, принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о полном и всестороннем исследовании Управлением действий единой комиссии на предмет соответствия установленным требованиям.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судом не нарушены.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А06-11694/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения изменений в протоколы за пределами сроков для их размещения, установленных частями 6, 7 статьи 67, частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, суд апелляционной инстанции признал, что внесение заказчиком изменений в протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протоколы подведения итогов электронного аукциона после размещения в единой информационной системе содержит признаки нарушения Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал верным вывод антимонопольного органа о том, что действия единой комиссии при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 нарушают пункт 4 части 6 и часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В отношении довода о формальном подходе антимонопольного органа к применению положений Закона о контрактной системе, суд апелляционной инстанции заключил, что в действиях единой комиссии имеются нарушения требований Закона о контрактной системе, однако, они не привели к неправильному определению победителя аукциона, принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о полном и всестороннем исследовании Управлением действий единой комиссии на предмет соответствия установленным требованиям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2019 г. N Ф06-53016/19 по делу N А06-11694/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53016/19
11.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5653/19
25.03.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11694/18
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11694/18