г. Казань |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А65-37319/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 18.09.2019,
Комитета земельных и имущественных отношений- Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 11.09.2019,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Корсукова М.Н., доверенность от 29.12.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019
по делу N А65-37319/2018
по заявлениям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Комитета земельных и имущественных отношений о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01.10.2018 по делу N 06-127/2018, о признании недействительным предписания от 25.09.2018 N 1 по делу N 06-127/2018, с участием третьих лиц: - судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Республике Татарстан Мухаметшина Э.Г.; Сафиной В.Э.,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительными пунктов 1,2,3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01.10.2018 г. по делу N 06-127/2018, о признании недействительным предписание N 1 от 25.09.2018 г. по делу N 06-127/2018.
В свою очередь, Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными пункту 1,2,3 решения Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01.10.2018 г. по делу N 06-127/2018 и о признании недействительным предписание N 2 от 25.09.2018 г. по делу N 06-127/2018, указанному делу присвоен номер дела NА65-37804/2018.
Определением суда первой инстанции от 31.01.2019 г. дела N N А65-37804/2018, А65-37319/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением номера основного дела NА65-37319/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), были привлечены судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП УФССП России по РТ Мухамедшина Э.Г., Сафина В.Э. (далее по тексту - третьи лица).
Заявителями было заявлено ходатайство об уточнении предмета заявленных требований, в котором просили суд признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01.10.2018 г. по делу N 06-127/2018, и предписания N 1, 2 от 25.09.2018 г. по делу N 06-127/2018.
Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2019 оставлено без изменения.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Комитета земельных и имущественных отношений отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей антимонопольного органа, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Комитета земельных и имущественных отношений, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение N 22277/ж от гражданина по вопросу незаконного размещения функционирующих дворовых круглосуточных стоянок. В указанном обращении был указан земельный участок по адресу: г. Казань, ул. Гаврилова (земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:103).
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м имеет вид разрешенного использования - для целей, не связанных со строительством, а именно для организации автостоянки, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости). В настоящее время данный земельный участок кому-либо на каком-либо праве не предоставлен.
Ранее данный участок площадью 8100 кв.м был предоставлен Сафиной В.Э. в аренду на 5 лет для организации автостоянки постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 25.05.2011 N 2723 (признано утратившим силу постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 21.10.2016 N 4256).
Решением Приволжского районного суда г. Казани от 27.10.2016 N 2-8466/2016 Сафина В.Э. обязана освободить земельный участок. Исполнительный лист находится на исполнении в УФССП по РТ, исполнительное производство не окончено.
Согласно представленному акту обследования земельного участка органа муниципального контроля N 4637 от 21.11.2017 земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м занят платной автомобильной стоянкой и используется Сафиной В.Э.
Исходя из изложенного антимонопольный орган пришел к выводу о бездействии и отсутствии муниципального контроля со стороны Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, которое повлекло незаконное использование земельного участка физическим лицом или хозяйствующим субъектом под платную автомобильную парковку.
На основании этого, 18.04.2018 было выдано предупреждение N П06-28/2018 (исх. N ИП-06/5907 от 18.04.2018) о необходимости прекращения нарушения путем принятия мер, направленных на фактическое освобождение земельного участка от незаконного использования для организация автопарковки, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Гаврилова (земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:103). Предупреждение необходимо было выполнить в срок до 29.05.2018. По состоянию на 01.06.2018 г. предупреждение не исполнено.
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" признаки нарушения антимонопольного законодательства, ответчик возбудил дело N 06-127/2018 по признакам нарушения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в части бездействия органа муниципальной власти, повлекшее за собой незаконное использование физическим лицом или хозяйствующим субъектом земельного участка для организации парковки без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом 25.09.2018 г. были выданы предписания N 1, 2 по делу N 06-127/2018.
Не согласившись с решением, предписаниями N 1, 2 от 25.09.2018 г. по делу N 06- 127/2018 заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
Суды, правомерно оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая фактические обстоятельства дела, пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы антимонопольного органа о нарушении Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" положений статьи 15 закона о защите конкуренции основаны на совершении ими следующих действий, а именно, в части бездействия органа муниципальной власти, повлекшее за собой незаконное использование физическим лицом или хозяйствующим субъектом земельного участка для организации парковки без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, правомерно признаны судами необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с положением об Исполнительном комитете муниципального образования г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования г. Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г. Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования г. Казани.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
На основании статьи 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится управление муниципальной собственностью г. Казани.
В соответствии с административным регламентом, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3925 "Об утверждении административного регламента исполнения МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования города Казани", уполномоченные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при выполнении возложенных на них обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право:
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
- направлять в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности и др.
Как установлено судами предыдущих инстанций, в рамках предоставленных полномочий Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" были предприняты следующие меры.
В 2016 году Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани обратился в Приволжский районный суд г.Казани к Сафиной В.Э. о взыскании задолженности по арендной плате, пеней и истребовании земельного участка.
Решением от 27.10.2016 Приволжским районным судом г.Казани требования Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани удовлетворены. Суд взыскал сумму задолженности с ответчика и обязал Сафину В.Э. освободить земельный участок с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м. на ул.Гаврилова г.Казани. Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 20.02.2017 N 33-2875/2017 решение оставлено без изменения.
Постановлением Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 09.06.2017 исполнительное производство по делу N 2-8466/2016 окончено в связи с исполнением требования исполнительного документа.
В 2018 году Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани обратился в суд с требованиями о признании объекта самовольной постройкой, с возложением обязанности сноса самовольных построек.
Решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 05.02.2018 N 2-166/2018 исковые требования Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани удовлетворены. Суд признал объект капитального строительства в виде нежилого здания с замощением (автостоянка), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м. по адресу: г.Казань, ул.Гаврилова самовольной постройкой. Обязал Чубаева А.П., ООО "Авантаж Казань" и Сафину В.Э. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести за свой счет снос объекта капитального строительства в виде нежилого здания с замощением (автостоянка), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м. по адресу: г.Казань, ул.Гаврилова и привести земельный участок в первоначальное состояние, также произвести за свой счет снос забора, установленного по периметру земельного участка с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м. по адресу: г.Казань, ул.Гаврилова и снос металлического павильона, установленного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:110701:103 площадью 8100 кв.м. по адресу: г.Казань, ул.Гаврилова.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 10.05.2018 N 33-7026/2018 решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 05.02.2018 N 2-166/2018 в части удовлетворения иска к А.П.Чубаеву и ООО "Авантаж Казань", а также в части взыскания с данных ответчиков государственной пошлины отменено. В остальной части решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 05.02.2018 оставил без изменения.
Постановлением Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан от 20.07.2018 возбуждено исполнительное производство по делу N 2-166/2018.
15.05.2018 Комитетом в адрес Управления направлено письмо N 5993/КЗИО-ИСХ об ускорении соответствующих работ по исполнению вышеуказанного судебного решения. Ответ Управления получен и прилагается.
Более того, 04.10.2018 в адрес Управления направлено повторное письмо N 12935/КЗИО -исх с вышеуказанным содержанием.
Из пояснений заявителей следует, что вышеуказанные обстоятельства и документы, связанные с ними были представлены на рассмотрение в Комиссию УФАС РТ (9781/КЗИО-исх от 01.08.2018, 11276/кзио-исх от 03.09.2018), была представлена полная информация о проведении работы в части осуществления муниципального земельного контроля путем обращения Комитета в судебные органы дважды до возбуждения административного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы, осуществлена процедура обращения в Управление Федеральной службы судебных приставов, по результатам которого, имеется постановление 09.06.2017 об окончании исполнительного производства по делу N 2-8466/2016 в связи с исполнением требования исполнительного документа, имеется постановление Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ от 20.07.2018 о возбуждении исполнительного производства в рамках дела N 2-166/2018, которое в настоящее время находится в работе в службе судебных приставов.
С учетом изложенного, судами предыдущих инстанций сделан правильный вывод о том, что со стороны Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" был надлежащим образом осуществлен оперативный муниципальный земельный контроль.
Как верно указали суды, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, и выданного на его основании предписания.
Положенные в основу кассационной жалобы антимонопольного органа доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А65-37319/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы антимонопольного органа о нарушении Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" положений статьи 15 закона о защите конкуренции основаны на совершении ими следующих действий, а именно, в части бездействия органа муниципальной власти, повлекшее за собой незаконное использование физическим лицом или хозяйствующим субъектом земельного участка для организации парковки без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, правомерно признаны судами необоснованными, исходя из следующего.
...
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
...
Как верно указали суды, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2019 г. N Ф06-52209/19 по делу N А65-37319/2018