г. Казань |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А55-39539/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя администрации городского округа Октябрьск Самарской области - Шальнова Е.В., доверенность от 09.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Октябрьск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019
по делу N А55-39539/2018
по заявлению администрации городского округа Октябрьск Самарской области к администрации Сызранского района Самарской области о возложении обязанности зарегистрировать право собственности, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Октябрьск Самарской области (далее - истец, администрация городского округа Октябрьск) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации Сызранского района Самарской области (далее - ответчик, администрация района) о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества автомобильную дорогу общего пользования - спуск "Первомайский" с кадастровым номером 63:05:0000000:3031.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, администрация городского округа обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании 03.10.2019 объявлен перерыв до 10.10.2019 13 часов 55 минут, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель администрации городского округа Октябрьск поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по заявлению администрации городского округа Октябрьск на основании представленного технического паспорта дорожно-мостового хозяйства от 05.10.2005 N 59 в Единый государственный реестр недвижимости 25.12.2014 внесены сведения в отношении сооружения автомобильная дорога с кадастровым номером 63:05:0000000:3031, расположенном по адресу: Самарская область, г. Октябрьск, спуск "Первомайский", площадью 19123,90 кв.м., вид права - иные права.
Указанное сооружение принято на учет 29.08.2017 как бесхозяйный объект недвижимого имущества; регистрационная запись от 29.08.2017 N 63:05:0000000:3031-63/005/2017-1.
По мнению истца, спорная автодорога находится на территории муниципального района Сызранский и вне границ населенных пунктов, данные признаки указывают на принадлежность спорной автодороги администрации Сызранского района согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) и пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с принятием закона Самарской области от 28.02.2005 N 65-ГД "Об установлении границ городского округа Октябрьск Самарской области" с момента вступления в силу данного закона автомобильная дорога - спуск "Первомайский", соединяющая федеральную трассу М-5 и городской округ Октябрьск Самарской области, находится в границах Сызранского района Самарской области. Ранее в адрес администрации района администрация городского округа направляла обращения с вопросом оформления права Сызранского района на спорный объект, однако такие обращения оставлены без удовлетворения.
Администрацией городского округа в рамках подготовки к решению вопроса по определению правовой принадлежности участка автомобильной дороги - спуск "Первомайский" было организовано совещание с участием представителей руководящего состава муниципального района Сызранский. Вопросы, поставленные на обсуждение, и итоги были отражены в протоколе от 12.01.2017, однако от подписания указанного протокола представители муниципального района Сызранский отказались.
Администрация городского округа Октябрьск полагая, что спорная дорога является подъездной дорогой от федеральной трассы М-5 к городскому округу Октябрьск, используется неограниченным кругом лиц как дорога общего пользования, что требует ее обслуживания, проведение капитального и текущего ремонтов, оформление права собственности муниципальных образований на автомобильные дороги общего пользования необходимо для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, в том числе и по обеспечению безопасности дорожного движения, обратилась в суд с настоящим иском о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на ответчика.
При этом, ссылаясь на статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истец указывает, что ответчик с 29.08.2018 до настоящего времени не обратился за признанием права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества автомобильную дорогу общего пользования - спуск "Первомайский" с кадастровым номером 63:05:0000000:3031.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Из положений статьи 209 и пункта 1 статьи 216 ГК РФ следует, что право собственности является вещным правом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.
Автомобильная дорога в статье 3 Закона об автомобильных дорогах определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям частей 7, 8 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения являются документами, определяющими статус таких дорог, и утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
По смыслу приведенных выше норм дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения.
В перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значении", а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 N 106 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области", спорная автомобильная дорога не включена. Документов, подтверждающих ее отнесение к частной собственности, не представлено.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что автомобильная дорога частично проходит через земельные участки Сызранского района Самарской области сельскохозяйственного назначения, следовательно, используется и собственниками объектов недвижимости Сызранского района, в связи с чем данное имущество подлежит принятию в муниципальную собственность Сызранского района Самарской области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
К вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе городского округа Октябрьск, принятого Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 12.11.2008 N 62 (статья 7).
В то же время к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ).
Судами при рассмотрении настоящего спора установлено, что спорная автомобильная дорога расположена в границах городского округа Октябрьск, используется неограниченным кругом лиц для проезда, в том числе к поселениям, которые входят в состав муниципального образования городской округ Октябрьск, указанная автодорога является подъездной дорогой к городскому округу Октябрьск и используется исключительно для нужд этого городского округа, имеет значение только для одного муниципального образования - городского округа Октябрьск, соединяет городской округ Октябрьск не с другими населенными пунктами муниципального района Сызранский, а с федеральной автодорогой М5 "Урал".
Ранее, на основании постановления Главы городского округа Октябрьск от 22.05.2007 N 230 "Об утверждении перечня дорог, находящихся в муниципальной собственности" спорная автодорога (спуск "Первомайский") протяженностью 2,762 км была отнесена к собственности городского округа Октябрьск и числилась под пунктом 207 приложения N 1 к Перечню дорог, находящихся в муниципальной собственности городского округа Октябрьск.
В 2009 году в названное постановление Главы городского округа Октябрьск от 22.05.2007 N 230 внесено изменение распоряжением Главы городского округа Октябрьск от 19.05.2009 N 273-р и пункт 207 приложения N 1 к Перечню дорог, находящихся в муниципальной собственности городского округа Октябрьск, изложен в новой редакции, согласно которой протяженность спуска "Первомайский", относящегося к собственности городского округа Октябрьск уменьшена, и составила 0,4 км.
Суды установили, что в 2014 году администрация городского округа Октябрьск предприняла ряд действий направленных на оформление своих прав на земельный участок под спорной автодорогой, что подтверждается ее письмом от 02.07.2014 N 2376, письмом и доверенностью КУМИ Сызранского района от 11.07.2014 N 1116, однако на настоящее время работы по окончательному оформлению своих прав истцом на землю под спорной автодорогой не завершены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ суду обратного не доказано.
Суд указал, что подтверждением притязаний администрации городского округа Октябрьск на спорную автодорогу выступило ее постановление от 01.12.2014 N 923, которым утверждены проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть городского округа Октябрьск, в том числе и спорный Первомайский спуск; кроме этого, истец по собственной инициативе поставил спорную автодорогу на учет в качестве бесхозяйной по территории ее нахождения в городском округе Октябрьск.
Суд установил, что согласно материалам кадастрового учета, карте градостроительного зонирования территории городского округа Октябрьск спорная автодорога отнесена в части к территории города Октябрьск.
Таким образом, вышеуказанная дорога используются жителями муниципального образования для целей, соответствующих данному виду имущества, как объект транспортной инфраструктуры городского округа.
Указанное подтверждается также постановлением администрации городского округа Октябрьск от 21.02.2018 N 184 "Об утверждении муниципальной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Октябрьск Самарской области на 2018 -2028 годы", согласно которой спорная автодорога (спуск "Первомайский") протяженностью 2,762 км отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городском округе Октябрьск Самарской области, что следует из пункта 207 таблицы N 2.4.2. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в городском округе Октябрьск Самарской области Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Октябрьск Самарской области на 2018 - 2028 годы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к правомерному выводу о том, что спорная дорога предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования городской округ Октябрьск, и не может использоваться для решения вопросов местного значения Сызранского муниципального района Самарской области.
При этом возражений относительно необходимости использования дороги для решения вопросов местного значения и его соединения с федеральной автодорогой М5 "Урал" истец не заявляет.
Возражения истца относительно принятия спорного имущества в муниципальную собственность городского округа и передачи его в собственность Сызранского муниципального района основаны на состоянии спорного объекта и необходимости его содержания.
Между тем, как следует из вышеприведенных нормативных актов, нахождение в муниципальной собственности такого имущества как автомобильные дороги, которые необходимы для решения вопросов местного значения, или их передача в муниципальную собственности другого уровня, не ставится в зависимость от состояния этого имущества.
С учетом изложенного выводы судов, отказавших в удовлетворении заявленного требования, следует признать обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не представлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А55-39539/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе городского округа Октябрьск, принятого Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 12.11.2008 N 62 (статья 7).
В то же время к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ).
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ суду обратного не доказано."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2019 г. N Ф06-52859/19 по делу N А55-39539/2018