г. Казань |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А49-279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019
по делу N А49-279/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пензенская управляющая организация" (ОГРН 1145835004765, ИНН 5835109663) к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), третье лицо - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Высотка" (ОГРН 1165835060445, ИНН 5834115086) об оспаривании ненормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пензенская управляющая организация" (далее - общество, ООО "Пензенская управляющая организация") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик, Управление Госжилстройтехинспекции) о признании недействительным предписания N ПР-331/1/1 от 01.11.2018 в части возложения на общество обязанности отозвать ранее направленные собственникам помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Ставского в г. Пензе документы на оплату жилищных услуг за апрель 2018 года (путем перерасчета платы) (пункт 2 предписания).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Высотка" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 2 предписания Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области N ПР-331/1/1 от 01.11.2018, возлагающий на общество с ограниченной ответственностью "Пензенская управляющая организация" обязанность отозвать ранее направленные собственникам помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Ставского в г. Пензе документы на оплату жилищных услуг за апрель 2018 года (путем перерасчета платы).
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что пункт 2 предписания N ПР-331/1/1 от 01.11.2018 противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него неправомерные обязанности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.04.2019 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; у общества не имелось законных оснований выполнять функции по управлению данным многоквартирным домом в апреле 2018, а также направлять собственникам указанного МКД документы на оплату жилищных услуг за апрель 2018 года, что послужило поводом для выдачи оспариваемого предписания, пунктом 2 которого на заявителя возложена обязанность отозвать платежные документ за апрель 2018 года путем перерасчета.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 05.10.2018 по 01.11.2018 Управлением Госжилстройтехинспекции проведена в отношении ООО "Пензенская управляющая организация" внеплановая документарная проверка.
Проверка проведена на основании приказа N ПУ-1671 от 04.10.2018 (в рамках лицензионного контроля с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома N 14 по ул. Ставского в г. Пензе N ЛП-А-8723-1 от 21.09.2018, в соответствии с мотивированным представлением N ЛП-А-8723-1 от 04.10.2018.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 1284/1 от 01.11.2018, согласно которому надзорным органом установлено, что Обществом произведено начисление платы за жилищные услуги собственникам помещений МКД N 14 по ул. Ставского в г. Пензе за апрель 2018 года, при этом сведения об указанном многоквартирном доме включены в Реестре лицензий в перечень домов, находящихся под управлением Общества, лишь с 01.05.2018. Управление Госжилстройтехинспекции считает, что Общество имеет законное право осуществлять деятельность по управлению данным многоквартирным домом и выставлять собственникам платежные документы на оплату жилищных услуг за период, начиная с 01.05.2018.
По итогам проверки Управлением Госжилстройтехинспекции выдано предписание N ПР-331/1/1 от 01.11.2018, в пункте 2 которого Обществу предписано в срок до 29.12.2018 отозвать ранее направленные собственникам помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Ставского в г. Пензе документы на оплату жилищных услуг за апрель 2018 года (путем перерасчета платы).
Не согласившись с пунктом 2 предписания, общество с ограниченной ответственностью "Пензенская управляющая организация" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
Основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 15.09.2017) если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, 01.08.2017 между ОАО "Пензастрой" и заявителем заключен договор управления данным МКД. 15.09.2017 собственниками многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования проведено общее собрание, по результатам которого принято решение о выборе способа управления МКД - управление управляющей организацией и о заключении договора управления с ООО "Пензенская управляющая организация".
Застройщиком спорного многоквартирного дома являлось ОАО "Пензастрой", 31.07.2017 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию данного МКД.
Решение собственников оформлено протоколом N 1 от 15.09.2017.
Собственниками МКД заключен договор управления с ООО "Пензенская управляющая организация" от 15.09.2017. В соответствии с условиями заключенного заявитель приступил к управлению многоквартирным домом.
Параллельно с этими событиями, 15.08.2017 Управление ЖКХ г. Пензы опубликовало на сайте htt://torgi.gov.ru/ в сети Интернет извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом N 14 по ул. Ставского в г. Пензе, поскольку договор, заключенный с заявителем, не был принят во внимание ввиду его заключения с участниками долевого строительства, а не титульными собственниками помещений.
Для участия в конкурсе поданы заявки от ООО УК "Управдом" и ООО "Пензенская управляющая организация". Победителем конкурса признано ООО УК "Управдом" (в настоящее время ООО УК "Высотка" - третье лицо по настоящему делу).
По результатам конкурса, на основании решения Управления Госжилстройтехинспекции N Р304/17 от 13.10.2017 соответствующие сведения включены в Реестр лицензий Пензенской области, многоквартирный дом N 14 по ул. Ставского в г. Пензе был включен в перечень домов, находящихся в управлении ООО УК "Управдом".
Суды пришли к выводу, что с момента ввода в эксплуатацию многоквартирного дома N 14 по ул. Ставского в г. Пензе по настоящее время, в том числе, в апреле 2018 года, управление данным МКД осуществляет ООО "Пензенская управляющая организация", при этом сведения о МКД N 14 по ул. Ставского включены в Реестре лицензий в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Пензенская управляющая организация", лишь с 01.05.2018.
В материалах дела имеется информация Государственной информационной системы ЖКХ о понесенных затратах на содержание спорного МКД в спорном периоде.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, применив указанные выше нормы материального права, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что у собственников помещений имеется обязанность оплатить жилищные услуги, оплата услуг производится управляющей организации, функции управляющей организации в спорном периоде выполнял заявитель, фактически услуги в спорном периоде оказаны, следовательно, у заявителя имелись законные основания для направления собственникам помещений МКД платежных документов на оплату жилищных услуг.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом же случае на протяжении всего времени, в том числе и в апреле 2018, управление многоквартирным домом осуществлялось только одной управляющей организацией - заявителем. Право на взимание платы за жилищные услуги вытекает из условий договора по управлению домом, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, и фактического оказания указанных услуг данной управляющей организацией.
Как верно указали суды, исполнение оспариваемого предписания в оспариваемой его части приведет к освобождению собственников от оплаты потребленных услуг и бремени содержания общего имущества МКД, что противоречит императивным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Возражения заявителя подлежат отклонению, как основанные на формальном подходе к определению юридической природы и характеристике возникших правоотношений.
Это так же соответствует принципу справедливости, предполагающему установление баланса интересов сторон на основе содержательного, а не формального подхода к обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны аргументам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых судебных актах.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А49-279/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 15.09.2017) если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
...
Как верно указали суды, исполнение оспариваемого предписания в оспариваемой его части приведет к освобождению собственников от оплаты потребленных услуг и бремени содержания общего имущества МКД, что противоречит императивным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2019 г. N Ф06-53249/19 по делу N А49-279/2019