г. Казань |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А65-6981/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" - Абдулвагапова В.Р., доверенность от 18.07.2019,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г.Казань - Князевой С.Л., доверенность от 29.07.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019
по делу N А65-6981/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Зиганшиной Чулман Рифовны, Ильмамовой Фильсины Хаерланамовны, об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу N А05-1530/2018 об административном правонарушении от 15.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 15.01.2019 N А05-1530/2018 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены - Зиганшина Ч.Р., Ильмамова Ф.Х.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 оставлено без изменения.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Представитель общества отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило коллективное обращение граждан - владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тукаевском районе РТ, мкр. Рябинка, д.Азьмушкино (вх.N 12999/ж от 14.08.2018) по вопросу отказа ООО "Газпром Трансгаз Казань" в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения на подключение объектов газопотребления к сети газоснабжения.
Определением от 12.10.2018 Татарстанское УФАС России возбудило в отношении общества дело N А05-1530/2018 по признакам нарушения п.п. 74, 74(1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Постановлением Татарстанского УФАС России от 15.01.2019 N А05-1530/2018 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебных актов, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Судами установлено, что 28.06.2018 и 29.06.2018 представитель гражданки Зиганшиной Ч.Р. и гражданки Имамовой Ф.Х., в соответствии с пунктом 64 Правил N 1314 направил в адрес общества по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" две отдельные заявки о подключении - вх. N 11043 от 28.06.2018 и N 11224 от 02.07.2018.
Объектами капитального строительства в заявках о подключении указаны проектируемые жилые дома в мкр.Рябинка д.Азьмушкино, расположенные по адресу/кадастровый номер земельного участка:
- РТ, Тукаевский р-н, д.Азьмушкино, ул.Сабантуя, д.29/16:39:021201:3274;
- РТ, Тукаевский р-н, д.Азьмушкино, ул. 70 лет Победы д.95/16:39:021201:3858.
К заявкам о подключении были приложены документы, предусмотренные пунктом 71 Правил N 1314.
В ответ на данные заявки общество направило в адреса заявителей письма N N 6664, 6665 от 10.07.2018 с информацией о том, что строительство газопровода еще не окончено и подключение объектов заявителей жалобы к сети газораспределения возможно только после ввода в эксплуатацию данной сети.
24.07.2018 Зиганшина Я.Р и Имамова Ф.Х. повторно подали заявку о подключении (от 24.07.2018 N 12529) в общество.
Общество в ответ направило письмо с аналогичным содержанием.
По мнению Татарстанского УФАС России, отказывая заявителям жалобы со ссылкой на отсутствие технической возможности подключения, общество не учитывает положения пункта 22 Правил N 1314, согласно которым в случае решения о внесении изменений в региональную программу газификации в части включения в нее мероприятий, направленных на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей к сети газораспределения, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о внесении изменений в региональную программу газификации, но не ранее даты вступления указанного решения в силу выдает заявителю технические условия или договор о подключении. Указанный пункт не содержит указаний на необходимость завершения строительства и ввода в эксплуатацию соответствующего газопровода.
Татарстанское УФАС России установило, что подключение жилых домов в д.Азьмушкино планируется осуществить к проектируемому газопроводу с ГРПБ, утв. КМ РТ от 03.10.2017 N 753 "О программе газификации Республики Татарстан на 2018 год, финансируемый за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром трансгаз Казань". Проектировщиком по рассматриваемому договору выступает ГУП "Татинвестгражданпроект" на основании договора от 06.07.2018 N 177-18-с. Указанный договор заключен во исполнение поручения Министерства промышленности и торговли РТ от 13.07.2017 N 33-17/6139 и Программы газификации РТ утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан от 03.10.2017 N 753, то есть спустя почти год с момента издания соответствующих актов.
По мнению Татарстанского УФАС России в результате недобросовестного исполнения обществом своих обязанностей по реализации Программы газификации на 2018 год, окончание проведения проектно-изыскательских работ по рассматриваемому объекту в программе газификации на 2019 год было перенесено на 15.05.2019. Указанное приводит к нарушению прав граждан, не имеющих возможности осуществить газификацию жилых домов. Отказ общества рассмотреть по существу вопрос о заключении договоров о подключении жилого дома N 29 по ул.Сабантуя и жилого дома N 95 по ул. 70 лет Победы в д.Альмушкино Тукаевского района к газопроводу, который проектируется по Программе газификации до завершения строительства и ввода в эксплуатацию такого газопровода, является необоснованным, нарушающим пункт 22 Правил N 1314.
Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом, заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.
Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в газораспределительные организации.
Согласно пункту 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил подключения, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Пунктом 14 Правил N 1314 установлено, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Вторым абзацем пункта 15 Правил N 1314 установлено, что состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
Согласно пункту 71 Правил N 1314, в случае если заявитель ранее не получал технические условия или срок действия технических условий, установленный пунктом 29 данных Правил, истек, к заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагаются документы, указанные в пункте 69 данных Правил.
Пунктом 74 Правил N 1314 установлено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки).
Пунктом 74 (1) Правил N 1314 установлено, что основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 данных Правил.
Судами установлено, что в непосредственной близости к земельным участкам, расположенных по адресу: ул.Сабантуй и ул. 70 лет Победы в деревне Азьмушкино, микрорайона Рябинка Тукаевского района Республики Татарстан, отсутствуют объекты системы газоснабжения, газотранспортной системы и сети газораспределения. По этой причине программой газификации Республики Татарстан, утвержденной Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2017 N 753, от 01.02.2018 N 54, от 11.06.2018 N 449, от 19.09.2018 N 803 утверждены мероприятия по проектированию ответвления газопровода высокого давления и газораспределительных пунктов блочного типа к улицам в деревне Азьмушкино Тукаевского района, при этом, улицы Сабантуй и 70 лет Победы деревни Азьмушкино в Программе газификации не отражены, календарный срок завершения проектно - изыскательских работ по данному пункту Программы установлен 15.05.2019, после чего будут начаты строительно-монтажные работы.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что в данном случае отсутствие распределительного газопровода свидетельствует об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения общества по заявлениям Зиганшиной Ч.Р. и Имамовой Ф.Х.
Из оспариваемого постановления следует, что антимонопольный орган вменяет обществу нарушение условий, предусмотренных пунктом 22 Правил N 1314, которым предусмотрено, что в случае решения о внесении изменений в программу газификации в части включения в нее мероприятий, направленных на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о внесении изменений в программу газификации, но не ранее даты вступления указанного решения в силу выдает заявителю технические условия или договор о подключении.
По мнению антимонопольного органа, общество затягивает исполнение возложенных на него обязанностей. Так, исходя из анализа пункта 22 Правил N 1314, общество обязано было направить в адрес Зиганшиной Ч.Р. и Имамовой Ф.Х. договор о подключении, так как Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 03.10.2017 N 753 включены мероприятия на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) жилых домов Зиганшиной Ч.Р. и Имамовой Ф.Х. к сети газораспределения.
Как отмечено ранее, спорные улицы Сабантуй и 70 лет Победы деревни Азьмушкино в Программе газификации не отражены, в связи с чем суды обоснованно отклонили ссылку Татарстанского УФАС России на пункт 22 Правил N 1314.
Из пояснений общества следует, что отсутствуют сведения, являющиеся существенным условием для договора о подключении, поскольку еще отсутствует сам объект газораспределения.
Татарстанское УФАС России не представило доказательства, свидетельствующие о нарушении обществом пункта 22 Правил N 1314.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным судами обстоятельствам дела.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А65-6981/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
...
Татарстанское УФАС России не представило доказательства, свидетельствующие о нарушении обществом пункта 22 Правил N 1314.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2019 г. N Ф06-52933/19 по делу N А65-6981/2019