г. Казань |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А12-3545/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2019 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Махмутова Г.Н.
в судебном заседании при участии представителей:
истца - Даниловой В.Г., доверенность от 01.10.2019 N 23,
третьего лица - Цверкуновой И.Д., доверенность от 24.07.2019 N 01-09/254,
в отсутствие:
ответчика, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета ветеринарии Волгоградской области, г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019, принятое в порядке упрощенного производства, и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019
по делу N А12-3545/2019
по иску Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", г. Волгоград (ИНН 3443058781, ОГРН 1043400244359) к обществу с ограниченной ответственностью "КУБЕРА", г. Волгоград (ИНН 3444259184, ОГРН 1163443066797), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет ветеринарии Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании задолженности по договору об оказании ветеринарных услуг, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КУБЕРА" (далее - ООО "КУБЕРА", ответчик) о взыскании 15 840 руб. задолженности по договору об оказании ветеринарных услуг, 462 руб. 40 коп. неустойки, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет ветеринарии Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 10.10.2019 был объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 17.10.2019.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и третьего лица в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" и ООО "КУБЕРА" заключен договор об оказании ветеринарных услуг от 04.02.2019 N 61 (далее - договор), предметом которого является оказание ветеринарных услуг, а именно оформление ветеринарно-сопроводительных документов на продукты питания, выпускаемые в оборот.
В соответствии с условиями договора в объем оказываемых ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" услуг входит выдача ветеринарных документов на реализуемую продукцию, удостоверяющих ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой в реализацию продукции (пункты 2.2.1-2.2.4 договора).
На основании пункта 2.4.8 договора ООО "КУБЕРА" приняло обязательства по оплате услуг на основании счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя или путем внесения наличных денежных средств в кассу исполнителя, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно доводам истца на основании заключенного сторонами договора он оказал услуги на сумму 15 840 руб., что подтверждается односторонним актом истца от 25.09.2018 N 1834.
В связи с тем, что ответчиком оказанные услуги не оплачены, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" является государственным учреждением, входит в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Учреждения ветеринарной службы осуществляют свою деятельность во исполнение целей и задач, установленных ветеринарным законодательством, а именно: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Согласно пункту 11 статьи 2.3 Закона о ветеринарии оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе.
Обязанность по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на истца, как на учреждение, входящее в систему государственных ветеринарных служб, возложена в рамках проведения контрольных мероприятий при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
Действуя в качестве органа, специально созданного для выполнения работ, оказания услуг, направленных на профилактику болезней и лечение животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, защиту населения от болезней общих для человека и животных, ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" организовывает надлежащий документооборот в сфере ветеринарии, в том числе правильное оформление ветеринарных сопроводительных документов при переходе права собственности на подконтрольный товар.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории, а предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" для оформления ветеринарных сопроводительных документов необходимо представить данные ветеринарных исследований, сведения о пункте назначения, в которое направляется животное, о наименовании и фактическом адресе получателя, о партии (количестве перевозимых голов), о цели направления животных, виде транспорта и сведения о транспортном средстве (номер автомобиля, рейса и т.п.), маршруте следования.
Аналогичные требования содержались в ранее действовавшем приказе Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 281 ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе".
Пунктом 7 названных Правил регламентированы формы ветеринарных сопроводительных документов. Пунктом 11 Правил N 281 установлено, что ветеринарные сопроводительные документы оформляют органы и учреждения, входящие в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Оформленные на бумажном носителе ВСД подлежат учету в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (далее - ФГИС) в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным Приказом N 589.
Составление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием ФГИС. Лица, уполномоченные на проведение в РФ ветеринарного контроля (надзора), не вправе требовать от владельца (перевозчика) подконтрольного товара ВСД на бумажном носителе. При этом владелец (перевозчик) подконтрольного товара, имеющий ВСД в электронном виде, обязан по своему выбору:
- или представить номер электронного ВСД;
- или предъявить соответствующий ВСД двумерный матричный штриховой код, сформированный ФГИС;
- или представить распечатку формы для печати составленного в электронной форме ВСД.
Согласно пункту 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
На основании статей 2.1, 2.3 Закона о ветеринарии разработка и утверждение ветеринарных правил отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; такая форма контроля как идентификация и ветеринарно-санитарная оценка соответствия (несоответствия) животных, продовольственного сырья, пищевой (непищевой) продукции, кормов животного и растительного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм с целью транспортировки (перемещения) не предусмотрена; при этом закон не допускает установления обязанности физических лиц и юридических лиц получать разрешения, аккредитации, аттестации, заключения и иные акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, подведомственных им организаций.
Таким образом, оформить ветеринарные сопроводительные документы невозможно без оказания услуг по идентификации и по использованию соответствующих бланков, что свидетельствует о том, что и идентификация, и использование бланков является частью одного процесса (услуги) - оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Тем самым, ответчик был лишен возможности оформить ветеринарные сопроводительные документы без оплаты услуг по идентификации и соответствующих бланков.
В то же время, в силу пункта 11 статьи 2.3 Закона о ветеринарии, введенной Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ, вступившим в силу в соответствующей части 13.07.2015, оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе.
На основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.
Таким образом, принимая во внимание отнесение разработки и утверждения ветеринарных правил к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, отсутствие в федеральных нормативных правовых актах такой отдельной формы контроля или услуги как идентификация, а также отсутствие указания на необходимость оплаты бланков, императивную норму федерального закона, предписывающую оформлять ветеринарные сопроводительные документы на безвозмездной основе, а также отсутствие возможности оформить ветеринарные сопроводительные документы без оплаты услуг по идентификации и соответствующих бланков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что положения договора о возмездном характере указанных услуг и праве учреждения отказать в оформлении ветеринарных сопроводительных документов в случае неуплаты за оказанные ветеринарные услуги в сроки, указанные договоре, не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Доводы заявителя жалобы о том, что отношения между сторонами основаны на договоре и к ним должен быть применен принцип свободы договора, в силу чего согласованные условия договоров, которые не были оспорены в суде, должны применяться, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как разъяснено в пунктах 9, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ.
При рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д.
Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае ответчик явно выступает слабой стороной договора, поскольку присоединение к договору на предложенных истцом условиях для ответчика вынужденное.
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2017 N 306-КГ17-7841 по делу N А12-46394/2016, Законом о ветеринарии и ветеринарными правилами, определяющими порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, такая форма контроля, как идентификация и ветеринарно-санитарная оценка соответствия (несоответствия) животных, продовольственного сырья, пищевой (непищевой) продукции, кормов животного и растительного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм с целью транспортировки (перемещения) не предусмотрена.
Принимая во внимание изложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 781 ГК РФ в виде обязания оплатить оказанные ему ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг, у суда не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А12-3545/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Г.Н. Махмутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пунктах 9, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ.
...
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2017 N 306-КГ17-7841 по делу N А12-46394/2016, Законом о ветеринарии и ветеринарными правилами, определяющими порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, такая форма контроля, как идентификация и ветеринарно-санитарная оценка соответствия (несоответствия) животных, продовольственного сырья, пищевой (непищевой) продукции, кормов животного и растительного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм с целью транспортировки (перемещения) не предусмотрена.
Принимая во внимание изложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 781 ГК РФ в виде обязания оплатить оказанные ему ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг, у суда не имелось."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2019 г. N Ф06-52506/19 по делу N А12-3545/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52506/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52506/19
10.06.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5130/19
01.04.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3545/19