г. Казань |
|
31 октября 2019 г. |
Дело N А55-1152/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - Булякова Д.С., доверенность от 03.09.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019 (судья Некрасова Е.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-1152/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Партнер" к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, об оспаривании постановления.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Партнер" (далее - ООО "Ломбард Партнер") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 26.12.2018 о прекращении производства по делу N ТУ-36-ЮЛ-18-21734/3140-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 26.12.2018 о прекращении производства по делу N ТУ-36-ЮЛ-18-21734/3140-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что основным видом деятельности ООО "Ломбард Партнер" является предоставление ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.
30 октября 2018 года ООО "Ломбард Партнер" направило в Банк России отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года, что подтверждается историей взаимодействия в личном кабинете ломбарда (регистрационный номер ТР-2018- 01531864 от 30.10.2018 12:06).
После отправки отчета общество обнаружило, что в шапке отчета ошибочно отражено наименование отчета как за 6 месяцев 2018 года, при этом в отчете содержались данные именно за 9 месяцев 2018 года.
Ошибка была устранена, и этот же отчет был отправлен с наименованием "за 9 месяцев", что подтверждается реестром отправки (регистрационный номер ТР-2018-01531978 от 30.10.2018 12:29).
Впоследствии административный орган направил в ООО "Ломбард Партнер" предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991, в котором указал на необходимость в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания: 1) устранить нарушения, указанные в предписании, направив в банк исправленный отчет; 2) представить в банк ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В пределах установленного срока, ООО "Ломбард Партнер" во исполнение предписания отправило отчет за 9 месяцев 2018 года с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований, что подтверждается реестром отправки в личном кабинете (регистрационные номера ТР-2018-01555685 от 12.11.2018 15:19 и Т128-99-2/46991 13.11.2018 11:02 соответственно).
По мнению ООО "Ломбард Партнер", предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 было исполнено своевременно и в полном объеме.
Между тем 15.11.2018 в личном кабинете размещено письмо Банка России N Т128-99-2/50766 о неисполнении обществом указанного предписания.
В целях выяснения причин непринятия банком отчета о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года согласно предписанию от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 главным бухгалтером общества Лазаревой Е.А. был осуществлен телефонный звонок сотруднику банка, в ходе разговора с которым стало известно, что ошибочно сданный 30.10.2018 отчет с наименованием "6 месяцев 2018 года" (исх.N 151), фактически содержащий данные за 9 месяцев 2018 года, в системе Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) разместился ("наложился") как отчет о деятельности ломбарда за полугодие 2018 года. Сданный обществом в тот же день (после обнаружения ошибки в указании отчетного периода) отчет о деятельности ломбарда с наименованием "9 месяцев 2018 года" (исх.N 152) система ЦБ РФ сравнила с ранее предоставленным отчетом о деятельности ломбарда с наименованием "6 месяцев 2018 года" (исх.N 151) и выявила несоответствия в показателях на начало и конец отчетных периодов.
По результатам разговора с сотрудником банка ООО "Ломбард Партнер" было принято решение о повторном направлении отчета о деятельности ломбарда за полугодие 2018 года, содержащего данные за полугодие 2018 года (который сдавался до 30.07.2018), и отчета о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года, содержащего данные за 9 месяцев 2018 года. Отчеты направлены 19.11.2018, в обеих формах имелась ссылка на предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991.
03 декабря 2018 года в адрес ООО "Ломбард Партнер" поступило письмо об исполнении указанного предписания, однако впоследствии общество было приглашено на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административный орган вынес постановление от 26.12.2018 о прекращении производства по делу N ТУ-36-ЮЛ-18-21734/3140-1 об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
ООО "Ломбард Партнер" полагает отсутствие в рассматриваемом случае событие состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, посчитав, что вина ООО "Ломбард Партнер" в совершении вменяемого административного правонарушения, как обязательный элемент состава правонарушения, административным органом не доказана и не установлена.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций, основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, регулирует Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Исходя из статьи 2 Закона N 196-ФЗ, ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно статьи 2.4 Закона N 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Указанием Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" установлены, в частности, формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда (ОКУД 0420890).
В соответствии с пунктом 2 Указания N 3927-У отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
В части 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Центрального банка Российской Федерации.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, событие правонарушения, вина лица в совершении административного правонарушения в силу требований названных норм КоАП РФ и АПК РФ должны быть установлены и доказаны административным органом.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В рассматриваемом случае, предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 не обладает указанными признаками и не предполагает для общества реальной возможности его исполнения, содержит общие формулировки о том, что отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года представлен ООО "Ломбард Партнер" 30.10.2018 с нарушениями требований Указаний N3927-У.
Из предписания невозможно установить, что указывает административный орган в своих пояснениях, как данные представленного ООО "Ломбард Партнер" 30.10.2018 отчета за 9 месяцев 2018 года сравнивались банком с данными отчета за 6 месяцев 2018 года, ошибочно представленного обществом также 30.10.2018.
В предписании отсутствуют какие-либо цифры, конкретные данные.
Допустимых и достаточных доказательств осведомленности общества о том, что ошибочно сданный 30.10.2018 отчет с названием "за 6 месяцев 2018 года" автоматически заменит отчет за 6 месяцев 2018 года, представленный ранее в установленный срок (30.07.2018), административный орган не представил.
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о том, что вина ООО "Ломбард Партнер" в совершении вменяемого административного правонарушения, как обязательный элемент состава правонарушения, административным органом не доказана.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, требования заявителя судами первой и апелляционной инстанций были обоснованно удовлетворены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают мотивированные выводы судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств по делу, что с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А55-1152/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
В рассматриваемом случае, предписание от 06.11.2018 N Т128-99-2/46991 не обладает указанными признаками и не предполагает для общества реальной возможности его исполнения, содержит общие формулировки о том, что отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев 2018 года представлен ООО "Ломбард Партнер" 30.10.2018 с нарушениями требований Указаний N3927-У.
...
Отсутствие состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2019 г. N Ф06-53644/19 по делу N А55-1152/2019