г. Казань |
|
31 октября 2019 г. |
Дело N А12-41573/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Князевой А.В.,
при участии в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
от Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Тихоновой О.В. по доверенности от 25.04.2019 N 540-Д,
от Комитета финансов Волгоградской области - Пименова М.Ю. по доверенности от 17.01.2019 N 10,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.05.2019 (судья Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-41573/2018
по исковому заявлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011) к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624) о компенсации понесенных убытков,
при участии третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее - Комитет финансов, ответчик) о компенсации понесенных убытков в размере 1 588 328 руб. 41 коп., возникших в связи с предоставлением средств для приобретения жилья инвалиду, а также 10 362 руб. 31 коп., возникших в связи с оплатой услуг независимого оценщика.
До вынесения судом решения истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено об увеличении размера исковых требований до 1 719 236 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019, исковые требования удовлетворены.
Комитет финансов, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, полагая их незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований или снизить размер взыскиваемых убытков.
По мнению заявителя, судами не учтено, что органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за осуществление переданных федеральных полномочий только в пределах субвенций из федерального бюджета; средства федеральной субсидии Волгоградской областью в 2016-2018 годах были почти полностью потрачены, нереализованный остаток средств по годам не позволял предоставить льготу в соответствии с установленными нормативами. Кроме того, ответчик полагает размер взыскиваемых убытков необоснованным, истцом не были исполнены требования статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации и предприняты меры по уменьшению таких убытков.
Администрация в представленном отзыве выражает несогласие с выводами кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание 30.10.2019 проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившего отзыва, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Волжского городского суда Волгоградской области от 08.07.2014 по делу N 2-3493/2014 и от 04.12.2013 по делу N 2-5831/2013 Администрацию обязали предоставить Глаголовой К.С. и Сылко К.К. соответственно жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Заболевание, которым страдают Глаголова К.С. и Сылко К.К., подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую помощь".
Во исполнение данных решений суда общей юрисдикции указанным лицам были предоставлены по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда:
- Глаголовой К.С. - однокомнатная квартира общей площадью 28,7 кв. м, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Сталинградская, д. 11, кв. 98 (постановление N 4436 от 30.08.2018) по договору от 07.09.2018 N 125;
- Сылко К.К. - однокомнатная квартира общей площадью 32,0 кв. м, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 41, кв. 62 (постановление N 8448 от 22.12.2015) по договору от 26.04.2016 N 119.
Согласно отчетам от 05.10.2018 N 5435/2018 и от 05.10.2018 N 5434/18, предоставленным ООО "Аналитик Центр" по заключенному с Администрацией муниципальному контракту от 05.03.2018 N 898541, стоимостью услуг по оценке 146 333 руб. 34 коп., рыночная стоимость жилых помещений на дату оценки составила:
- однокомнатная квартира общей площадью 28,7 кв. м, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Сталинградская, д. 11, кв. 98 - 788 135 руб. 59 коп.;
- однокомнатная квартира общей площадью 32,0 кв. м, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 41, кв. 62 - 789 830 руб. 51 коп.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Администрация просила возместить рыночную стоимость вышеуказанных жилых помещений и расходы за услуги по оценке стоимости квартир, квалифицированные как убытки, которые ответчиком не были компенсированы.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций руководствовались положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами предоставлениями субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, и исходили из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, является расходными обязательствами федерального бюджета.
Финансирование указанных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, которые носят целевой характер.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 2016 по 2018 годы Министерство финансов России регулярно перечисляло Волгоградской области субвенции на реализацию полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Таким образом, Российская Федерация исполнила перед Волгоградской областью взятые на себя обязательства по выделению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
От субъекта Российской Федерации не поступало претензий относительно недостаточности субвенций из федерального бюджета.
В свою очередь, Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам, однако субъект Российской Федерации встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
При данных обстоятельствах, установив факт ненадлежащего исполнения Волгоградской областью своих обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов, подтвержденный, в том числе, экспертным заключением от 28.03.2019 N 1462, и причинную связь между этими обстоятельствами, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска за счет казны Волгоградской области в лице Комитета финансов.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако подлежат отклонению, поскольку указанные в жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых судами по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Размер убытков, подлежащих возмещению ответчиком, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно определили исходя из рыночной стоимости квартир, предоставленных инвалидам с учетом того, что решениями суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность предоставить жилые помещения гражданам с характеристиками, указанными в данных судебных актах.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Администрации жилого помещения, которое могло быть предоставлено в соответствии с указанными Комитетом финансов нормативами (не более 28 кв. м и стоимостью не более 870 800 руб.).
Доказательства недобросовестности муниципального образования ответчиком не представлены.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования нижестоящих судов и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений судом положений части 4 статьи 288 АПК РФ, при наличии которых судебный акт подлежит безусловной отмене, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А12-41573/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций руководствовались положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами предоставлениями субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, и исходили из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, является расходными обязательствами федерального бюджета.
Финансирование указанных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2019 г. N Ф06-53952/19 по делу N А12-41573/2018