г. Казань |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А55-21403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019
по делу N А55-21403/2018
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании наличия реестровой ошибки, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", г. Самара, Правительства Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Группа Оникс".
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) с заявлением о признании реестровой ошибкой наличие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части указания категории "земли лесного фонда" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335; об исправлении реестровой ошибки путем указания в категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 "земли населенных пунктов".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", г. Самара, Правительство Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, администрация городского округа Самара, департамент градостроительства городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Группа Оникс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением норм действующего законодательства, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210003:1335, площадью 34 390 кв.м., категория земель - земли лесного фонда, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, является собственностью Российской Федерации (запись в ЕГРН от 21.03.2018 N 63:01:0210003:1335-63/001/2018-2).
Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об исправлении реестровой ошибки в записях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 в части указания категории "земли лесного фонда".
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 08.06.2018 N 63-0-1-212/3304/2018-849 отказало в исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Как следует из заявления, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 07.07.2017 N 612-р, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:45 площадью 35 000 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал 3, выдел 36,17 (по государственной регистрации 36). Участок расположен в границах городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, исключены из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда по состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий. Спорный земельный участок входит в состав Самарского лесничества и расположен в границах городского округа Самара.
Согласно письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 10.07.2018 N 270502/15940 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, к землям лесного фонда не относятся.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статей 1, 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), заявитель, полагая, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка подлежит исправлению в сведениях ЕГРН путем указания в категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 "земли населенных пунктов", обратился в суд с настоящим заявлением.
В своих возражениях регистрирующий орган указал, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:45, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал 3, выдел 36, 17, поставленного на кадастровый учет 31.07.2017.
В соответствии с требованиями земельного законодательства земельный участок с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 имеет целевое назначение исходного земельного участка 63:01:0210003:45, соответственно, относится к землям лесного фонда.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что до 16.06.2010 кадастр недвижимости содержал информацию об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:45 к землям населенных пунктов, впоследствии категория земельного участка была изменена на земли лесного фонда. При этом в реестровом деле, открытом на земельный участок, содержится письмо Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 29.04.2010 N 27-05-02/2704, согласно которому указанный земельный участок по сведениям лесного реестра относится к землям лесного фонда и находится в квартале N 3, выделах 39, 17 Самарского лесничества, а также договор аренды лесного участка без аукциона от 10.11.2009 N 78.
Регистрация договора аренды лесного участка была осуществлена органом регистрации прав в соответствии с решением Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2011 по делу N А55-26323/2010 о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды. При вынесении указанного решения арбитражный суд также исходил из принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Законом N 218-ФЗ.
Названный закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ).
Пунктами 1, 3 статьи 61 названного Закона предусмотрено, что техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель).
Согласно части 1 статьи 11 Закона о переводе земель перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается также в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 Закона о переводе земель).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о переводе земель внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую (пункты 8,11 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомлением от 08.06.2018 N 63-0-1- 212/3304/2018-849 сообщил, что соответствующие сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит спорный земельный участок, в ЕГРН не внесены.
В порядке статьи 33 Закона N 218-ФЗ регистрирующим органом в адрес администрации был направлен соответствующий запрос; документов, позволяющих внести в ЕГРН сведения о границах населенного пункта и как следствие, внести соответствующие изменения относительно категории названного земельного участка, уполномоченным органом представлены не были.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган правомерно отклонил заявление ТУ Росимущества в Самарской области об исправлении реестровой ошибки.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходили из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии ошибки в документах, послуживших основанием для внесения в ЕГРН сведений о категории земель, к которой отнесен спорный земельный участок, ни в регистрирующий орган, ни в материалы дела не представлены, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 таким доказательством не является, поскольку указанным судебным актом не установлен факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 к категории земель "земли населенных пунктов".
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что перечисленные в статье 61 Закона N 218-ФЗ случаи устранения реестровых ошибок в данном случае не применимы, следовательно, реестровая ошибка по смыслу, предусмотренному положениями указанной правовой нормы, в рассматриваемой ситуации отсутствует, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 АПК РФ).
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в состоявшихся судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущение судебной ошибки.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А55-21403/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходили из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии ошибки в документах, послуживших основанием для внесения в ЕГРН сведений о категории земель, к которой отнесен спорный земельный участок, ни в регистрирующий орган, ни в материалы дела не представлены, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 таким доказательством не является, поскольку указанным судебным актом не установлен факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210003:1335 к категории земель "земли населенных пунктов".
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что перечисленные в статье 61 Закона N 218-ФЗ случаи устранения реестровых ошибок в данном случае не применимы, следовательно, реестровая ошибка по смыслу, предусмотренному положениями указанной правовой нормы, в рассматриваемой ситуации отсутствует, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2019 г. N Ф06-53801/19 по делу N А55-21403/2018