г. Казань |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А65-32901/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей
ответчика - Валиахметова Р.Х. (доверенность от 06.05.2019 N АШ-02/6547),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2019 (судья Абдрахманов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Сергеева Н.В.)
по делу N А65-32901/2018
по заявлению Управления образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан (Республика Татарстан, Кукморский район, пгт. Кукмор) о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по делу от 17.07.2018 N Т04- 210/2018, при участии третьих лиц: 1) Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (г. Казань), 2) общество с ограниченной ответственностью "МСК Групп" (г. Казань),
УСТАНОВИЛ:
Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по делу от 17.07.2018 N Т04-210/2018, направленного письмом УФАС по РТ от 24.07.2018 N 04-04/11648 и о восстановлении срока подачи заявления о признании решения антимонопольного органа незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "МСК Групп" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2019 А65-32901/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель, третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "МСК Групп" в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан направлена жалоба от 05.07.2018 N 10929/ж на извещение о проведении запроса доставки N ВР00141347 (161053) на предмет: "Сок фруктовый в ассортименте, 0,2-0,35л" опубликовано на Биржевой площадке Республики Татарстан: http://bp.zakazrf.ru/. Дата окончания определения лучшей цены: 21.06.2018 14:45:00 (+03:00). По мнению заявителя жалобы, в действиях заказчика при проведении закупки содержатся нарушения норм действующего законодательства, а именно, организатор торгов отказывается от подписания договора.
В соответствии с извещением о проведении запроса доставки N ВР00141347 (161053) организатору торгов необходима поставка сока фруктового в ассортименте 0,2-0,35л, объем поставки: 108 080 литр: кубический дециметр, начальная цена: 10 610 213 руб. 06 коп. Предложение ООО "МСК Групп" составило 5 404 000 руб.
В ходе анализа материалов дела антимонопольным органом установлено нарушение требования статей 6, 8, 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Решением по делу от 17.07.2018 N Т04-210/2018 жалоба ООО "МСК Групп" (вх. N 10929/ж от 05.07.2018) на действия организатора торгов - МКУ "Управления образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ" при проведении закупки BPQ0141347, признана обоснованной. Организатор торгов МКУ "Управления образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ" признан нарушившим требования статей 6, 8, 42 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурсов или аукционов заключается каждым заказчиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил организатору совместного конкурса или аукциона вменены разработка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, а также разработка и утверждение документации, подготовленных в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Законом. В извещении должна содержаться определенная статьей информация.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (статья 8 Закона о контрактной системе).
В силу предписаний Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон.
В рассматриваемом случае, в силу положений части 1 и 2 статьи 25 Закона о контрактной системе МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ", будучи уполномоченным органом на основании агентских договоров и являясь организатором торгов, является органом, в отношении которого применяются положения данного федерального закона.
Антимонопольным органом установлено, что организатором торгов МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ" размещена закупка для нескольких заказчиков, однако данная закупка не размещена в единой информационной системе. Учитывая, что начальная цена контракта составляет 10 610 213 руб. 60 коп., антимонопольный орган пришел к выводу, что в данном случае выбран неверный способ закупки - запрос доставки на биржевой площадке, что является нарушением положений статей 6, 8, 42 Закона о контрактной системе.
Оценивая обстоятельства дела, отклонив доводы заявителя и признав их необоснованными, суды пришли к выводам, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы заявителя о том, что обращение ООО "МСК Групп" в антимонопольный орган не отвечало критериям жалобы и она необоснованно принята к рассмотрению и рассмотрена ответчиком, суды указали, что порядок подачи жалобы, требование к форме и содержанию жалобы, предусмотренные частями 1-10 статьи 105 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" соблюдены, основания, предусмотренные частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе для ее возвращения, отсутствуют. Решение принято полномочным органом с соблюдением положений Закона о контрактной системе.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке судами обстоятельств дела не принимаются во внимание, как направленные на иную оценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия кассационной инстанции.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А65-32901/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольным органом установлено, что организатором торгов МКУ "Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ" размещена закупка для нескольких заказчиков, однако данная закупка не размещена в единой информационной системе. Учитывая, что начальная цена контракта составляет 10 610 213 руб. 60 коп., антимонопольный орган пришел к выводу, что в данном случае выбран неверный способ закупки - запрос доставки на биржевой площадке, что является нарушением положений статей 6, 8, 42 Закона о контрактной системе.
Оценивая обстоятельства дела, отклонив доводы заявителя и признав их необоснованными, суды пришли к выводам, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы заявителя о том, что обращение ООО "МСК Групп" в антимонопольный орган не отвечало критериям жалобы и она необоснованно принята к рассмотрению и рассмотрена ответчиком, суды указали, что порядок подачи жалобы, требование к форме и содержанию жалобы, предусмотренные частями 1-10 статьи 105 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" соблюдены, основания, предусмотренные частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе для ее возвращения, отсутствуют. Решение принято полномочным органом с соблюдением положений Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2019 г. N Ф06-50357/19 по делу N А65-32901/2018