Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 3 ноября 2009 г. N 1193-ПП
Концепция
праздничного оформления города Москвы
13 сентября 2013 г., 3 ноября 2015 г.
Введение
1. Общие положения
Праздничное оформление Москвы является самостоятельным элементом городской среды, дополняющим художественное оформление города в периоды проведения праздников, памятных дней, торжественных и иных мероприятий, тематических кампаний. Основной его целью является создание положительного эмоционального настроения у жителей и гостей столицы, гармоничное сочетание праздничных конструкций и элементов с городской средой.
Разработка и осуществление праздничного оформления представляют собой сложный творческий и организационный процесс, требующий как материальных затрат, так и привлечения интеллектуальных, управленческих и финансовых ресурсов различных ведомств, организаций, творческих союзов и объединений Российской Федерации и Москвы.
Праздничное оформление размещается и развивается в пространстве города в соответствии со сложившимися традициями, исторической и тематической составляющей отмечаемых событий.
Одним из принципов праздничного оформления столицы является обеспечение его равномерного размещения на территории города. В настоящее время элементами праздничного оформления наиболее насыщены территории Центрального и Западного административных округов, основные магистрали северо-западного, западного и юго-западного направлений. Другие трассы и территории города уступают им по количеству и качеству оформления.
Значительные по территории и по числу жителей районы массовой застройки Южное и Северное Бутово, Жулебино, Марьино, Митино, Новокосино, поселки Северный, Толстопальцево и др. не имеют пока надлежащего оформления, при этом на их территории располагаются культурные центры, крупные торгово-рекреационные комплексы, места проведения массовых культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.
Также еще не достигнуто:
- доступность праздничного оформления для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повсеместное использование в праздничном оформлении государственной символики Российской Федерации и города Москвы;
- широкое применение в составе оформления элементов информационного характера, которые способствуют привлечению внимания всех групп жителей к отечественной истории и культуре художественными средствами, а также информированию о программах социально-экономического развития города, праздничных мероприятий, по различным вопросам деятельности органов исполнительной власти города.
2. Опыт и традиции праздничного оформления Москвы
Праздничное оформление Москвы имеет свою историю, традиции и опыт. В допетровские времена украшение города было связано в основном с религиозными празднованиями: в дни перед Пасхой (в Вербное Воскресенье) горожане украшали свои дома ветвями вербы, в Троицу - молодыми побегами березы, в Новый год, отмечавшийся с XV по XVII века в начале сентября, входы в дома и храмы украшались снопами, плодами садов и полей. Праздничное оформления поселений в те времена носило сугубо местный характер, зависело от рода деятельности людей.
В конце XVII века, накануне 1700 года, русский царь Петр I издал указ о праздновании Нового года по европейским обычаям - 1 января каждого года и украшении своих домов сосновыми или еловыми ветками. Новый год стал одним из календарных праздников, а новогоднее оформление русских городов, в том числе Москвы, приобрело традиционный характер. В последующие столетия праздничные события отмечались все чаще и пышнее, они приурочивались к победам отечественного оружия, приездам в Первопрестольную царствующих персон, годовщинам царской династии и т.п. В дореволюционные годы XX века наиболее пышно российские города, и в первую очередь Москва, были украшены в дни празднования 300-летия дома Романовых.
Октябрьская революция 1917 года привела практически к слому установившихся традиций празднования религиозных и памятных событий. Установленные в стране праздники стали носить, как правило, идеологический характер, религиозные праздники как общенародные календарные события были отменены. Идеологизация праздников способствовала привлечению новых технологий и средств к праздничному оформлению города. К выработке его образных решений, девизов и эмблем привлекалось все большее количество деятелей культуры и искусства - режиссеров, художников, поэтов и т.п. Большое внимание уделялось электрической подсветке зданий, плакатов, других элементов оформления города.
Принципиальные перемены в подходах и осуществлении праздничного оформления Москвы произошли в постперестроечный период, с начала 90-годов XX столетия.
На протяжении последних пятнадцати лет Правительством Москвы проводится целенаправленная работа по праздничному и тематическому оформлению города, гармоничному использованию художественных приемов и средств для создания благоприятной (комфортной и безопасной) среды для жителей, улучшения архитектурно-художественных качеств города в дневное, вечерне-ночное время, в будни и дни проведения праздничных и культурно-массовых мероприятий, обеспечения праздничного настроения москвичам и гостям столицы.
К настоящему времени накоплен положительный опыт комплексного подхода к оформлению, разработке и реализации оформления праздников, которыми учитываются не только специфика традиционных праздников (например, День города), но и приоритеты социальной политики государства и города (Год семьи, Год ребенка, Год молодежи, Год равных возможностей и т.д.).
Накопленный опыт проведения и оформления праздничных мероприятий в Москве позволяет сформулировать в форме Концепции основные принципы формирования и реализации комплексного подхода к праздничному оформлению, систему его размещения на территории города, обеспечения его органичного сочетания с историческим и архитектурно-художественным обликом города.
3. Нормативно-правовые основания разработки Концепции
Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
5. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
6. Свод правил СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам".
7. Свод правил СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения".
8. Устав города Москвы.
9. Градостроительный кодекс города Москвы.
10. Закон города Москвы от 11 июня 2003 г. N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве".
11. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 59 "О Городской целевой программе развития наружного освещения города Москвы на 2005 - 2009 годы".
12. Закон города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
13. Постановление Правительства Москвы от 02 сентября 2003 г. N 746-ПП "О Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы".
14. Постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2007 г. N 996-ПП "О Генеральной схеме озеленения города Москвы до 2020 г.".
15. Постановление Правительства Москвы от 14 января 2003 г. N 8-ПП "О Генеральной схеме цветочного оформления города Москвы".
16. Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1037-ПП "О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы".
17. Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2004 г. N 585-ПП "О состоянии и перспективах развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы".
18. Постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2008 г. N 111-ПП "О Городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008 - 2010 гг.".
19. Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий".
20. Постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2003 г. N 275-ПП "О создании Координационного совета при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2008 г. N 1174-ПП).
21. Постановление Правительства Москвы от 15 сентября 2009 г. N 980-ПП "О мерах по формированию и сохранению художественного облика города Москвы".
Концептуальные положения
Настоящая Концепция содержит общие положения и принципы праздничного оформления на всей территории города Москвы.
Главная задача праздничного оформления - способствовать созданию и поддержанию праздничной эмоциональной атмосферы для жителей и гостей столицы, сделать город красивым, отличающимся от его будничного облика, обеспечить праздничное убранство не только в центральной части города, но и в местах массовой жилой застройки и на периферийных городских территориях.
Образное решение, масштабы и используемые элементы праздничного оформления города Москвы определяются тематической направленностью, исторической значимостью отмечаемого события и продолжительностью праздничных мероприятий в столице.
Праздничное оформление к конкретным датам и событиям в соответствии с "Перечнем праздничных, памятных дней, дней проведения торжественных и иных мероприятий, к которым на территории города Москвы обеспечивается праздничное и тематическое оформление", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 801-ПП, разрабатывается и реализуется в строгом соответствии с положениями настоящей Концепции.
1. Цель Концепции
Целью Концепции праздничного оформления города Москвы (далее - Концепция) является:
- создание условий для формирования праздничного настроения у всех категорий жителей и гостей столицы с использованием элементов оформления;
- обеспечение комплексного подхода к оформлению и равномерного размещения элементов оформления на всей территории города;
- обеспечение гармоничного сочетания элементов оформления с архитектурной и ландшафтной средой города.
2. Объекты праздничного оформления
2.1. Территория улиц, площадей; мостовые сооружения.
2.2. Места массовых гуляний, парки, бульвары, скверы.
2.3. Фасады зданий.
2.4. Фасады и витрины объектов потребительского рынка и услуг, промышленных предприятий, банков, автозаправочных станций, организаций различных форм собственности, в том числе учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта и прилегающие к ним территории.
2.5. Пассажирский наземный, подземный и речной транспорт, аэропорты, вокзалы.
3. Принципы праздничного оформления
3.1. Доступность для всех категорий граждан.
3.2. Гармоничное сочетание элементов праздничного оформления с архитектурной и ландшафтной средой города.
3.3. Равномерное размещение элементов праздничного оформления на городских территориях различного функционального назначения.
3.4. Размещение праздничного оформления осуществляется в соответствии с принципом зонирования территории города.
Принцип зонирования предусматривает, что вся территория города разделена на семь функциональных зон, для каждой из которых установлен свой режим размещения праздничного оформления:
- общественные функциональные зоны общегородского уровня;
- зоны пешеходной активности;
- примагистральные зоны;
- общественные функциональные зоны территориального уровня;
- жилые функциональные зоны;
- производственные функциональные зоны;
- рекреационные функциональные зоны.
3.5. Профессиональный уровень выполнения эскизных проектов элементов праздничного оформления.
3.6. Использование высокотехнологичных современных материалов и устройств.
3.7. Включение в состав праздничного оформления элементов информационного характера.
3.8. Проведение социологических исследований среди различных категорий жителей по восприятию общественным мнением праздничного и тематического оформления.
4. Классификация элементов оформления
4.1. Мягкое оформление.
4.1.1. Массовые элементы: флаги, стяги, полотнища.
4.1.2. Транспаранты-перетяжки.
4.2. Объемно-пространственные конструкции:
4.2.1. Крупные:
- мобильные высотой от 15 м;
- стационарные высотой от 12 м.
4.2.2. Средние:
- мобильные высотой 10 - 15 м;
- стационарные высотой 8 - 12 м.
4.2.3. Малые:
- мобильные высотой 4 - 8 м;
- стационарные до 8 м.
4.3. Типовые конструкции с использованием государственной символики.
4.4. Праздничная иллюминация.
4.4.1. Гирлянды, кронштейны.
4.4.2. Подсветка зеленых насаждений.
4.4.3. Подсветка фасадов.
4.4.4. Светодинамические элементы.
4.5. Информационные материалы на объектах наружной рекламы и информации (ОНРИ).
4.6. Цветочное оформление.
5. Общие требования к праздничному оформлению города Москвы
5.1. Праздничное оформление носит адресный характер, ориентировано на конкретные виды и масштабы праздничных мероприятий, проводимых в данном месте.
5.2. Образное решение, размеры и используемые элементы праздничного оформления определяются с учетом средовых факторов - масштаба и решений архитектуры пространства, цветосветовой среды, насыщенности объектами исторического наследия, возможностей использования современных технологий.
5.3. Обязательным элементом праздничного оформления является государственная и муниципальная символика Российской Федерации и города Москвы.
5.4. Выбор колористического решения праздничного оформления каждого праздника осуществляется в соответствии с приложением 2 к настоящей Концепции.
5.5. Световое праздничное оформление в темное время суток (иллюминация, подсветка, фейерверки и др.) должно соответствовать требованиям раздела "Праздничное оформление" Концепции единой светоцветовой среды города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1037-ПП.
5.6. Используемые для праздничного оформления материалы должны быть безопасны в эксплуатации, обеспечивать в равной степени его положительное эмоциональное восприятие людьми в светлое и темное время суток.
5.7. Праздничное оформление должно содержать информационно-познавательные материалы, направленные на воспитание патриотизма, толерантности, чувства гордости за Россию, Москву.
5.8. Размещение объектов праздничного оформления осуществляется в соответствии с приложением 1 к настоящей Концепции, приложениями 2 и 3 к настоящему постановлению.
6. Состав разработок и порядок выполнения работ по праздничному оформлению
6.1. Праздничное оформление города к конкретному дню празднования или событию разрабатывается на основе Концепции.
6.2. В состав разработок входят.
6.2.1. Концепция праздничного оформления зон исторического наследия и особого городского значения к конкретному дню празднования или событию (далее - городская концепция).
6.2.2. Концепции праздничного оформления территорий административных округов города Москвы к конкретному дню празднования или событию (далее - территориальные концепции).
6.3. Порядок выполнения работ по праздничному оформлению.
6.3.1. Подготовка городской концепции осуществляется Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящей Концепции, приложением 2 к настоящему постановлению.
6.3.2. Подготовка территориальных концепций осуществляется префектурами административных округов города Москвы совместно с Комитетом рекламы в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящей Концепции, приложением 3 к настоящему постановлению.
6.3.3. Рассмотрение и утверждение городской концепции, территориальных концепций осуществляет Координационный совет при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города.
6.4. Реализация концепций праздника (изготовление, монтаж, демонтаж, эксплуатация элементов праздничного оформления на территории города) осуществляется:
6.4.1. Городской концепции праздника - Комитетом рекламы, информации и оформления города на конкурсной основе.
6.4.2 Территориальных концепций праздника - Префектурами административных округов города Москвы на конкурсной основе.
6.5. Проекты оформления локальных территорий, отдельных объектов и конструкций должны отвечать принципам, заложенным в городской и территориальных концепциях.
6.6. Проекты оформления территорий, на которых расположены памятники архитектуры и искусства должны разрабатываться индивидуально и с учетом визуального восприятия облика произведений.
6.7. Утратил силу.
См. текст пункта 6.7
7. Организация и управление деятельностью по праздничному оформлению
7.1. Организация и управление деятельностью по разработке и осуществлению праздничного оформления в городе выполняется Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы.
7.2. Координация работ по подготовке проектной документации и оформлению городских объектов осуществляется Координационным советом при Правительстве Москвы по праздничному и тематическому оформлению города совместно с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы.
7.3. В зависимости от тематической направленности праздничных мероприятий для участия в разработке и оценке проектных решений привлекаются, по принадлежности решаемых вопросов, соответствующие органы исполнительной власти города Москвы, объединения и организации, размещенные на территории города Москвы.
7.4. Для повышения художественного и информационного уровня разработки и оценки проектных решений праздничного оформления привлекаются представители общественных организаций, творческих союзов, образовательных и музейных учреждений.
8. Направления совершенствования праздничного оформления
8.1. Поиск новых средств и приемов положительного эмоционального воздействия на людей.
8.2. Расширение масштабов применения современных экономичных материалов, устройств и технологий, позволяющих снижать затраты электроэнергии, повышать надежность и долговечность используемых материальных средств.
8.3. Обновление приемов и видов праздничного оформления на основе исследований профессионального и общественного мнения в данной области.
8.4. Автоматизация процессов подготовки и согласования предложений по разработке средств городского оформления (доработка и внедрение в промышленное использование автоматизированной системы).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.4. Ликвидация дисбаланса в насыщенности праздничным оформлением территорий города, имеющих близкие общественно-градостроительные и функционально-планировочные характеристики.
9. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
9.1. Бюджетные средства, предусмотренные Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы.
9.2. Бюджетные средства, предусмотренные органам исполнительной власти города Москвы на праздничное и тематическое оформление.
9.3. Внебюджетные средства - средства привлеченных в установленном порядке инвесторов, спонсоров.
10. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции будет способствовать.
10.1. Созданию праздничной атмосферы для всех категорий жителей и гостей города.
10.2. Обеспечению системного и комплексного решения задачи по оформлению.
10.3. Обеспечению равномерного размещения элементов оформления на всей территории города.
10.4. Обеспечению гармоничного сочетания элементов оформления с архитектурной и ландшафтной средой города.
10.5. Повышению художественного и информационного уровня оформления.
10.6. Внедрению новых технологий и оформительских приемов.
10.7. Повышению авторитета Москвы как столицы Российской Федерации, привлечению туристов и представителей деловых кругов мира.
10.8. Активизации участия в праздничном оформлении предприятий и организаций различных форм собственности.
10.9. Экономии бюджетных средств, выделяемых на праздничное оформление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.