г. Казань |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А72-15973/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителя:
истца - Воронцовой Т.В., доверенность от 01.08.2019 N 52/1,
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" и Агентства государственного имущества Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019
по делу N А72-15973/2018
по исковому заявлению областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ОГРН 1027300930678, ИНН 7316000218) к администрации муниципального образования "Майнский район" (ОГРН 1027300766525, ИНН 7309001517) и муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области" (ОГРН 1057309014850, ИНН 7309902409) о взыскании задолженности; третье лицо: Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное предприятие "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Майнский район" (далее - Администрация) и муниципальному учреждению Администрация муниципального образования Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области (далее - Учреждение) о взыскании 39 994 руб. 47 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, иск Предприятия оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Предприятие и Агентство обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Предприятия, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителей жалоб, право муниципальной собственности на спорное имущество возникло независимо от его государственной регистрации. Доводы истца и третьего лица подробно изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителем истца в судебном заседании.
Ответчики и третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Предприятие является теплоснабжающей организацией, которое по договору безвозмездного пользования от 01.07.2015 N 01-2015, заключенному с Учреждением, приняло в пользование муниципальное имущество - газовую котельную с оборудованием, расположенные по адресу: Ульяновская обл., Майнский р-н, с. Тагай, ул. Интернатская, д. 1А.
Участки теплотрассы от котельной до потребителей, отапливаемых истцом, распоряжением Правительства Ульяновской области от 27.01.2011 N 40-пр переданы в собственность муниципального образования Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что в октябре 2016 года он осуществил поставку потребителям тепловой энергии по переданным муниципальному образованию тепловым сетям, в которых возникли потери тепловой энергии на сумму 39 704 руб. 64 коп. и потери теплоносителя на сумму 289 руб.83 коп., которые Учреждением не были оплачены, несмотря на направленную в его адрес претензию.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьей 2, 13, 15, 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, сделали верный вывод о том, что организация, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (в размере разницы стоимости между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей. Таким образом, Предприятие вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Вместе с тем, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств государственной регистрации права собственности Администрации или Учреждения на спорное имущество в материалы дела истцом не представлено. Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2018 и от 04.03.2019 следует, что собственником спорной внешней теплосети является Ульяновская область. Кроме того, согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 внешняя тепловая сеть не может находиться в собственности сельского поселения, так как в соответствии с частями 3, 4 статьи 14 названного Федерального закона вопрос по организации в границах поселения теплоснабжения населения с 01.01.2015 не входит в перечень вопросов местного значения сельского поселения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности принадлежности ответчикам в заявленный период спорной тепловой сети, в связи с чем правомерно отказали истцу в удовлетворении заявленного требования.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела согласно статье 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
Суд округа не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены обжалованных судебных актов в любом случае.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А72-15973/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ОГРН 1027300930678, ИНН 7316000218) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 руб.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Ульяновской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьей 2, 13, 15, 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, сделали верный вывод о том, что организация, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (в размере разницы стоимости между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей. Таким образом, Предприятие вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Вместе с тем, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств государственной регистрации права собственности Администрации или Учреждения на спорное имущество в материалы дела истцом не представлено. Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2018 и от 04.03.2019 следует, что собственником спорной внешней теплосети является Ульяновская область. Кроме того, согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 внешняя тепловая сеть не может находиться в собственности сельского поселения, так как в соответствии с частями 3, 4 статьи 14 названного Федерального закона вопрос по организации в границах поселения теплоснабжения населения с 01.01.2015 не входит в перечень вопросов местного значения сельского поселения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2019 г. N Ф06-53346/19 по делу N А72-15973/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53346/19
02.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10844/19
30.05.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7170/19
28.03.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-15973/18