г. Казань |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А12-6624/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кутузовой А.В.,
при участии в судебном заседании присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Пригариной В.В., доверенность от 11.03.2019 N 465-Д,
ответчика - Пименова М.Ю., доверенность от 17.01.2019 N 10,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 (Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-6624/2019
по исковому заявлению муниципального образования "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" в лице администрации муниципального образования "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011) к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624) о взыскании 1 210 863,11 руб., с участием третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" в лице администрации муниципального образования "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (далее - ответчик) о взыскании за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Волгоградской области 1 210 863,11 руб. убытков, в том числе: 1 205 084,75 руб., понесенных в связи с предоставлением средств для приобретения жилья инвалиду, 5778,36 руб., составляющих стоимость расходов на проведение независимой оценки рыночной стоимости жилого помещения (двухкомнатной квартиры общей площадью 51,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Волжский Волгоградской области, ул. Горького, д. 18, кв. 6).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части превышающей установленный норматив.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 02.11.2017 N 6648 Бекдемирова Наталья Борисовна (далее - Бекдемирова Н.Б.) в составе семьи 6 человек, в том числе Бекдемиров Тимур Вахид оглы (далее - Бекдемиров Т.В.о.) признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.05.2018 N 2257 Бекдемиров Т.В.о. признан нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018, вступившим в законную силу, исковые требования Бекдемировой Н.Б., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Бекдемирова Т.В.о. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворены частично, на администрацию г. Волжского возложена обязанность по предоставлению Бекдемирову Т.В.о. (04.03.2013 года рождения), страдающей тяжелой формой хронического заболевания во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на территории городского округа - города Волжского Волгоградской области не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек с учетом права Бекдемирова Т.В.о. на дополнительную жилую площадь, а также с учетом площади, необходимой для проживания в нем его законного представителя, осуществляющего уход за ним.
Согласно справки ГБУЗ "ВОКПБ N 2" от 20.09.2017 N О-5343 Бекдемиров Т.В.о. страдает хроническим заболеванием, отнесенным к перечню заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую помощь".
Во исполнение Волжского городского суда Волгоградской области от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018 администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области жилое помещение муниципального жилищного фонда - двухкомнатная квартира общей площадью 51,1 кв. м, расположенную по адресу: г. Волжский Волгоградской области, ул. Горького, д.18, кв. 6, предоставлено Бекдемирову Т.В.о. в лице Бекдемировой Т.Б. по договору социального найма от 05.09.2018 N 122.
Кроме этого, 05.03.2018 между Управлением муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и ООО "Аналитик Центр" заключен муниципальный контракт N 898541 по оказанию услуг по оценке имущества. Стоимость услуг по оценке составила 5778,36 руб.
Из экспертного заключения от 28.09.2018 N 5159/18 следует, что рыночная стоимость предоставленного Бекдемирову Т.В.о. жилого помещения составляет 1 205 084,75 руб.
Материалами дела подтверждено, что 13.05.2019 предоставленная Бекдемирову Т.В.о. квартира приватизирована, в связи с чем исключена из реестра муниципального имущества.
Стоимость предоставленной Бекдемирову Т.В.о. квартиры в размере 1 205 084,75 руб., а также расходы за услуги по оценке стоимости квартиры в размере 5778,36 руб. администрация г. Волжского квалифицирует как свои убытки, которые просит возместить за счет средств областного бюджета.
Разрешая спор, суды предыдущих инстанций руководствовались положениями статей 12, 15, 15, 16, 307, 309, 310, 393, 1064, 1069 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 40 Конституции Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации" и исходили из следующего.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 31-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма 8 предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
При этом исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что администрация муниципального образования "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" направляла в адрес Комитета финансов Волгоградской области письма от 07.12.2018 N 03/17711, в котором ставила вопрос о возможности компенсации затрат, понесенных органом местного самоуправления в связи с предоставлением жилого помещения гражданину Бекдемирову Т.В.о. во исполнение решения Волжского городского суда Волгоградской области от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018. Данное обращение оставлено ответчиком без ответа и исполнения.
Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 20174 год и плановый период 2018 и 2019 годов" на обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных, в том числе и Закона о социальной защите инвалидов, бюджету Волгоградской области на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 16,1 млн. руб.
Законом Волгоградской области от 06.12.2016 N 126-ОД "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" Волгоградской области на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов в 2017 году были предоставлены субвенции в размере 16 087,40 тыс. руб.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных, в том числе и Законом о социальной защите инвалидов, бюджету Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4 557,8 тыс. руб. и на 2019 и 2020 годы - 14 995,9 тыс. руб.
Законом Волгоградской области от 15.12.2017 N 124-ОД "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" Волгоградской области на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов в 2018 году были предоставлены субвенции в размере 16 521,20 тыс. руб.
Таким образом, Волгоградской области регулярно перечислялись субвенции на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов.
В рассматриваемом случае, суды пришли к обоснованному выводу, что понесенные администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области расходы на исполнение государственных социальных гарантий возникли в связи с исполнением обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов (выразившихся в уменьшении муниципального жилищного фонда, предоставлении жилого помещения которое могло быть направлено на реализацию вопросов местного значения), а поэтому истец вправе требовать компенсации расходов.
Квартира по адресу: г. Волжский, ул. Горького, д.18, кв. 6, предоставленная Бекдемирову Т.В.о. во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, выбыла из состава муниципального имущества и не может быть предоставлена администрацией муниципального образования "Городской округ - город Волжский Волгоградской области" очередникам в установленном законом порядке.
Размер понесенных истцом убытков в общей сумме 1 210 863,11 руб. (1 205 084,75 руб., понесенных в связи с предоставлением средств для приобретения жилья инвалиду, 5778,36 руб., составляющих стоимость расходов на проведение независимой оценки рыночной стоимости жилого помещения (двухкомнатной квартиры общей площадью 51,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Волжский Волгоградской области, ул. Горького, д. 18, кв. 6), подтвержден представленными истцом доказательствами.
Довод ответчика о том, что истец не принял никаких мер по минимизации убытков, правомерно отклонен судами как несостоятельный.
Материалами дела подтверждено, что двухкомнатная квартира площадью 51,1 кв. м, расположенная по адресу: г. Волжский Волгоградской области, ул. Горького, д. 18, кв. 6, находилась в реестре муниципального имущества и освободилась 20.04.2016 в связи со смертью предыдущего нанимателя - гражданина Третьякова Юрия Алексеевича.
В связи с наличием в реестре муниципального имущества жилого помещения, подходящего для исполнения решения Волжского городского суда Волгоградской области от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018, необходимость в проведении электронного аукциона на приобретение жилья и дополнительных затрат отсутствовала.
Отклоняя доводы Комитета финансов Волгоградской области относительно необоснованно завышенной площади предоставленной квартиры, суды правомерно исходили из следующего.
По расчету истца, с учетом права Бекдемирова Т.В.о. на дополнительную жилую площадь, а также с учетом площади, необходимой для проживания в нем его законного представителя, осуществляющего уход за ним, площадь квартиры, подлежащей предоставлению Бекдемирову Т.В.о., составляет не менее 42 кв. м.
На момент поступления в администрацию решения Волжского городского суда от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018 в реестре муниципального имущества в качестве освободившегося числилась двухкомнатная квартира площадью 51,1 кв. м, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Горького, д. 18, кв. 6. Другие свободные жилые помещения муниципального жилого фонда, подходящие по площади для предоставления Бекдемирову Т.В.о., у истца отсутствовали.
Ответчик не представил доказательства наличия у истца возможности предоставления гражданину Бекдемирову Т.В.о. во исполнение решения Волжского городского суда от 14.02.2018 по делу N 2-348/2018 иного жилого помещения, соответствующего указанным требованиям.
В случае приобретения требуемой квартиры площадью 42 кв. м в целях предоставления Бекдемирову Т.В.о. посредством аукциона с учетом среднерыночной стоимости 1 кв. м на территории Волгоградской области в 3-м квартале 2018 года, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.07.2018 N 287/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации 3-й квартал 2018 года" в размере 32 966 руб., затраты администрации г. Волжского составили бы 1 384 572 руб. (42 кв. м * 32 966 руб. = 1 384 572 руб.), что значительно превышает размер заявленных исковых требований (1 210 863,11 руб.).
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск администрации о взыскании с Комитета финансов Волгоградской области убытков в указанном размере.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, с которой соглашается суд округа.
Выводы судов основаны на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах. Доводы жалобы направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А12-6624/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных, в том числе и Законом о социальной защите инвалидов, бюджету Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 4 557,8 тыс. руб. и на 2019 и 2020 годы - 14 995,9 тыс. руб.
Законом Волгоградской области от 15.12.2017 N 124-ОД "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" Волгоградской области на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов в 2018 году были предоставлены субвенции в размере 16 521,20 тыс. руб."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2019 г. N Ф06-53823/19 по делу N А12-6624/2019