г. Казань |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А55-30925/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Луговцова С.В. (доверенность от 19.07.2019 N 5136),
ответчика - Валиевой Т.С. (доверенность от 19.03.2019 N 2515/7),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019
по делу N А55-30925/2018
по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (Самарская область, Красноярский район, с. Красный яр) об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (г. Самара), общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" (Самарская область, Красноярский район, с. Тремасово), главы КФХ Железникова Артема Игоревича (г. Самара), Калинина Дениса Игоревича (г. Тольятти),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 20.09.2018 N 245-13675-18/7, 246-13675-18/7, 249-13675-187, об оспаривании предписания Самарского УФАС России от 20.09.2018 N 245-13675-18/7, 24613675-18/7, 249-13675-185.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью "Русское поле" (далее - ООО "Русское поле"), глава КФХ Железников Артем Игоревич, Калинин Денис Игоревич.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2019 по делу N А55-30925/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Калинин Д.И. (далее - заявитель N 1), Железников А.А. (глава КФХ (далее - заявитель N 2)) обжаловали в Самарское УФАС России действия Комитета при проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения (извещение N 300718/3710997/01) (далее - аукцион).
Жалобы рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения Самарским УФАС России принято решение от 20.09.2018 N 245-13675-18/7, 246-13675-18/7, 249-13675-187, действия аукционной комиссии Комитета признаны нарушающими пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
На основании данных решений выданы предписания от 20.09.2018 N 245-13675-18/7, 246-3675-18/7, 249-13675-185; материалы жалобы N 245-13675-18/7, 246-3675-18/7, 249-13675-185 переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных праванарушениях (далее - КоАП РФ).
Комитет обжаловал решения и предписания в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды и договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.
Согласно части 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размешается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.12 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:
- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ);
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Вместе с тем, согласно подпункту 1 пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Как установлено судами, организатором торгов - Комитетом на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение от 30.07.2018 N 300718/3710997/01 о проведении аукциона (далее - Извещение) и документация (далее - аукционная документация).
В соответствии с извещением предметом аукциона являлось право заключения договора аренды сроком 5 лет земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения (лот N 1 - земельный участок площадью 33953 м2, кадастровый номер 63:26:0303002:18, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с/п Б.Каменка, вид разрешенного использования: для с/х производства; лот N 2 - земельный участок площадью 9052 м2, кадастровый номер 63:26:0303002:17, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с/п Б.Каменка, вид разрешенного использования: для с/х производства) (Извещение N 300718/3710997/01). На сайте www.torgi.gov.ru размещен протокол от 31.08.2018. Победителем по лотам N 1, 2 признано ООО "Русское поле"; аукцион признан несостоявшимся в связи с наличием одного допущенного участника; заявки Калинина Д.И. по лотам N 1, 2 отклонены с указанием на несоответствие заявителей требованиям, указанным в извещении в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Заявки главы КФХ Железникова А.А. (заявителя N 2) отклонены с указанием на то, что он "не является КФХ или сельскохозяйственной организацией, являющийся участником государственным программ поддержки сельского хозяйства"; несоответствие требованиям, указанным в извещении в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Проанализировав приведенные правовые нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, суды признали верным вывод антимонопольного органа о том, что оснований для недопуска заявителей N 1, N 2 к участию в аукционе у Комитета не имелось, а Калинин Д.И. и глава КФХ Железников А.А. также в равной мере обладали правом на участие в аукционе, что свидетельствует о нарушении порядка организации и проведения торгов организатором торгов.
Как указали суды, возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При этом ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ. Поэтому предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Следовательно, заявление ООО "Русское поле" о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет правового значения при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Поэтому в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, как участвующие, так и не участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Участие одного из претендентов документов в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка, как верно указали суды, не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии комитета с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А55-30925/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указали суды, возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При этом ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ. Поэтому предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Следовательно, заявление ООО "Русское поле" о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет правового значения при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Поэтому в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства, как участвующие, так и не участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Участие одного из претендентов документов в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка, как верно указали суды, не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф06-54190/19 по делу N А55-30925/2018