г. Казань |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А55-36504/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя общества с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" - Елагиной О.В., доверенность от 09.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019
по делу N А55-36504/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" (ОГРН 1056311043580, ИНН 6311078890) к администрации городского округа Самара (ОГРН 026300967417, ИНН 6315700007), Департаменту по управлению имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" (далее - истец, общество "Базис-ВД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Самара (далее - ответчик, администрация), Департаменту по управлению имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент), в котором просило (с учетом уточнений исковых требований, принятых определением суда от 14.03.2019) взыскать за счет средств казны городского округа Самара убытки в виде уплаченной арендной платы с администрации за период с 01.03.2015 по 16.08.2017 в размере 459 236 руб. 57 коп., с Департамента за период с 17.08.2017 по 06.03.2018 в размере 115 012 руб. 27 коп.
В последующем истец уточнил исковые требования, просил взыскать 531 556 руб. 53 коп. убытков: с администрации убытки за период с 01.03.2015 по 16.08.2017 в размере 459 236 руб. 57 коп., с Департамента убытки за период с 17.08.2017 по 06.03.2018 в размере 72 319 руб. 96 коп.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26 января 2006 года между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и обществом "Базис-ВД" на основании статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 02.11.2005 серии 63-АБ N 806651, серии 63-АБ N 784924, серии 63-АБ N 784925 был заключен договор аренды N 025708з земельного участка площадью 4 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, д. 95а сроком с 02.11.2005 по 01.10.2006 под базу. Границы участка обозначены на плане земельного участка (приложение N1 к договору).
Земельный участок был передан ответчику по акту приема-передачи от 26.01.2006 (приложение N 4 к договору).
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В связи с указанными обстоятельствами заключено дополнительное соглашение от 13.01.2010 к договору аренды земельного участка от 26.01.2006 N 025708з, которым арендодатель заменен на Министерство имущественных отношений Самарской области, изменен порядок внесения арендной платы - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4 квартал - не позднее 25 ноября текущего года.
26 декабря 2011 года общество "Базис-ВД" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3941/11 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 3 741 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, д. 95а, занятого принадлежащим ему на праве собственности складом.
На основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.08.2012 N 2290 были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения в части уточнения обременений, сведения о частях земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества и о разделе земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, 95а.
Таким образом, образовался земельный участок с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, занимаемой производственной базой.
5 ноября 2014 года Министерство имущественных отношений Самарской области издало приказ N 3078 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", в соответствии с которым обществу "Базис-ВД" предоставлен в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.
Пунктом 2 вышеуказанного приказа от 05.11.2014 N 3078 было предписано подготовить документы для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Однако с 05.11.2014 и до 01.03.2015 указанных действий Министерством имущественных отношений Самарской области произведено не было.
26.02.2015 принят Закон Самарской области N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле".
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является Администрация городского округа Самара.
Согласно подпункту "з" пункта 3 статьи 25 Устава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации городского округа Самара - к полномочиям Администрации городского округа Самара.
Таким образом, с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства имущественных отношений Самарской области к администрации.
11 января 2017 года администрацией принято постановление N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление от 11.01.2017 N 1).
17 августа 2017 года администрацией принято постановление N 727 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление от 17.08.2017 N 727).
В соответствии с пунктом 6 постановления от 17.08.2017 N 727 руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 Постановления N 727 настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, т.е. с 17.08.2017.
Поскольку приказ от 05.11.2014 N 3078 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" администрацией не исполнялся, общество "Базис-ВД" обратилось в арбитражный суд в рамках дела N А55-2977/2017 с требованием о признании бездействия администрации незаконным.
Вступившим в законную силу решением от 11.09.2017 по делу N А55-2977/2017 Арбитражный суд Самарской области признал незаконным:
бездействие администрации, выражающееся в неисполнении Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.11.2014 N 3078 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", путем не направления обществу "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой;
постановление администрации от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", принятое администрацией;
обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в течение десяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда направить в адрес общества "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, с указанием в договоре купли-продажи цены выкупа в размере 224 092 руб. 47 коп., что составляет 2,5% процентов кадастровой стоимости предоставленного в собственность земельного участка, в связи с подачей заявления о предоставлении в собственность до 01.07.2012.
Таким образом, в рамках дела N А55-2977/2017 установлена противоправность бездействия администрации в реализации обществом "Базис-ВД" исключительного права на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Ссылаясь на то, что в результате несвоевременных действий администрации и Департамента по предоставлению в собственность земельного участка общество не могло прекратить арендные правоотношения в отношении спорного участка, было вынуждено вносить арендную плату по договору, ему причинены убытки в виде внесенной в период с 01.03.2015 по 06.03.2018 арендной платы, общество "Базис-ВД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ истец, предъявляя требование о взыскании убытков, должен доказать факт наличия и размер понесенных убытков, противоправность действий и вину ответчика, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и понесенными убытками.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков убытков в размере 531 556 руб. 53 коп.
Так, спорные правоотношения между сторонами возникли в связи с отчуждением из неразграниченной государственной собственности городского округа Самара недвижимого имущества в порядке статьи 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Суды указали, что в случае соблюдения сроков рассмотрения заявления общества от 26.12.2011, с учетом Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.11.2014 N 3078, общество "Базис-ВД" могло стать собственником земельного участка и уплачивать земельный налог, а не арендную плату за пользование земельным участком по договору аренды земельного участка от 26.01.2006 N 025708з.
Однако согласно акту приёма - передачи земельный участок передан обществу 06.02.2018, право собственности общества "Базис-ВД" на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, площадью 3 570 кв.м, кадастровый номер 63:01:0902001:713 зарегистрировано 06.03.2018.
Из пункта 5 акта приёма - передачи земельного участка от 06.02.2018 следует, что оплата стоимости земельного участка произведена в полном объеме до государственной регистрации перехода права собственности к покупателю.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно определив период для исчисления размера убытков в виде разницы между суммой уплаченной арендной платы и суммой исчисленного земельного налога, которую заявитель должен был бы уплатить в случае своевременного получения в собственность спорного земельного участка, правомерно взыскал с администрации и с Департамента в пользу общества 531 556 руб. 53 коп. убытков в виде уплаченной арендной платы за период с 01.03.2015 по 16.08.2017 с администрации, с 17.08.2017 (дата вступления в силу Постановления N 727) по 06.03.2018 (дата регистрации права собственности истца на спорный земельный участок) с Департамента.
Согласно статье 1071 ГК РФ, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Применительно к абзацу 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и абзацу 3 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что у органов местного самоуправления до 05.10.2016 отсутствовала возможность совершить действия, направленные на подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, поскольку пакет документов поступил из Министерства имущественных отношений Самарской области поздно, только 05.10.2016; на момент получения пакета документов полномочиями по подготовке проекта договора обладал Департамент; денежные средства за пользование земельным участком поступили непосредственно на счета Департамента, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 АПК РФ недопустимо в суде кассационной инстанции.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 по делу N А55-36504/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф06-53334/19 по делу N А55-36504/2018