г. Казань |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А55-25799/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корона"
на определение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019
по заявлению Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Самарской области о прекращении исполнительного производства,
по делу N А55-25799/2013
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Корона" (ОГРН 1046300333243; ИНН 6314023507), г. Самара, о сносе самовольной постройки, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Корона" (далее - ООО "Корона") о понуждении снести нежилое заседание общей площадью 56,7 кв.м, Литера 1, расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Пугачевский тракт, у дома N 19-А, с кадастровым (или условным) номером - 63:01:0000000:0:5732.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014, исковые требования удовлетворены.
Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист от 16.07.2014 серии АС N 006576217.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство от 13.08.2014 N 9311/14/63045-ИП.
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Самарской области (далее - МРО СП по ОИП Самарской области) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о прекращении исполнительного производства от 13.08.2014 N 9311/14/63045-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 16.07.2014 серии АС N 006576217.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019, МРО СП по ОИП Самарской области отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
ООО "Корона", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления МРО СП по ОИП Самарской области о прекращении исполнительного производства от 13.08.2014 N 9311/14/63045-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 16.07.2014 серии АС N 006576217.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, может быть приостановлено или прекращено по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя судом в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Перечень оснований для прекращения исполнительного производства установлен нормами статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Основанием для прекращения исполнительного производства, по мнению МРО СП по ОИП Самарской области, является вступление 04.08.2018 в законную силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 55.32 согласно части 13 которой снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях: в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве, для прекращения исполнительного производства.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
В силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 04.08.2018, введена в действие глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок и особенности сноса самовольных построек.
Новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие административный порядок сноса самовольных построек, закрепляют механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления принятых решений в отношении самовольных построек.
В силу части 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях, в том числе: 1) в течение двух месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не были выявлены; 2) в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 данной статьи, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 этой статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом; 3) в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в части 6 данной статьи, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 этой статьи, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками.
Согласно части 14 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 04.08.2018, в течение двух месяцев со дня истечения сроков, указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 13 данной статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района обязан принять решение об осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями с указанием сроков таких сноса, приведения в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с частью 9 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения частей 12 и 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 4 статьи 11.2, пункта 2 статьи 45, пунктов 4 - 7 статьи 46, пунктов 6.1 - 6.3 статьи 54, статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением.
Таким образом, Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что положения части 14 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающие органы местного самоуправления принять решения об осуществлении сноса самовольной постройки не подлежат применению к ранее принятым решениям судов.
В отсутствие обязанности по принятию решения об осуществлении сноса самовольной постройки положения части 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует рассматривать как право органов местного самоуправления по осуществлению сноса самовольных построек, решения о сносе которых приняты судом до даты вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", но не исполнены ответчиками, в порядке и сроки, установленные статьей 55.32 названного Кодекса.
При этом статьей 107 Закона об исполнительном производстве определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 107 Закона об исполнительном производстве не изменены и не отменены.
Таким образом, положения части 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие осуществление сноса самовольных построек органом местного самоуправления, во всяком случае, не могут исключать обязанность судебного пристава-исполнителя осуществить принудительное исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2014 по настоящему делу в порядке, предусмотренном статьей 107 Закона об исполнительном производстве.
Как указывалось выше, перечень оснований для прекращения исполнительного производства установлен нормами статьи 43 Закона об исполнительном производстве, согласно которой прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таких оснований в рассматриваемом случае судами не установлено.
Как правильно отмечено судами, новое нормативное регулирование, на которое ссылается МРО СП по ОИП Самарской области, не изменяет предусмотренный законом порядок и основания прекращения исполнительного производства.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2019 по делу N А40-46974/10-7-368, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2019 по делу N А42-4168/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2019 по делу N А53-12689/2017.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым определение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А55-25799/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, перечень оснований для прекращения исполнительного производства установлен нормами статьи 43 Закона об исполнительном производстве, согласно которой прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
...
Как правильно отмечено судами, новое нормативное регулирование, на которое ссылается МРО СП по ОИП Самарской области, не изменяет предусмотренный законом порядок и основания прекращения исполнительного производства.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2019 по делу N А40-46974/10-7-368, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2019 по делу N А42-4168/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2019 по делу N А53-12689/2017.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым определение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2019 г. N Ф06-53650/19 по делу N А55-25799/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53650/19
13.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9481/19
30.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6403/14
21.03.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25799/13
14.03.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-25799/13