г. Казань |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А55-12596/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года.
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Бубнова Е.Н.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 по делу N А55 - 12596/2019
по исковому заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 106 218,71 руб.
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) о взыскании 79 743,27 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 09.10.2016 и пени в сумме 26 475,44 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2019, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены частично, с учетом применения судом срока исковой давности по заявлению ответчика, с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу Фонда взыскано 19 643,47 руб. - задолженности по взносам на капитальный ремонт, 2 792,21 руб. - пени, 884,38 руб. - расходов по уплате государственной пошлины.
Во взыскании 60 099,80 руб. долга и 23 683,23 руб. пени отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами ТУ Росимущества в Самарской области, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанные помещения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию, а также физическим лицам. Кроме того, ответчиком договор о формировании фонда капитального ремонта в установленном законом порядке не заключался, соответствующих платежных документов ответчику не направлялось. Считает, что истцом не доказан факт надлежащего оказания услуг.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии со статьей 288.2 АПК РФ, кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, в период с 2009 года по 09.10.2016 Российской Федерации в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Фестивальная, дом 2Б, на праве собственности принадлежали жилые помещения - квартиры под номерами N 1, N 33, N 46, N 60, N 88, N 92, N 107, N 128, N 132, N 134 площадью 58, 90; 58, 40; 58, 90; 59,80; 59,00; 59,60; 60,00; 58,40; 60,90; 58,80 кв. м, соответственно, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 09.10.2016, послужило основанием для обращения истцом в суд с иском.
Руководствуясь статьями 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) статьями 4, частью 14.1 статьи 155, 158, 169, 170, 171, 178, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", Постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта", Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами первой и апелляционной инстанции в силу следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Фонд создан в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, от 11.06.2015 N 333, от 08.06.2016 N 293, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт
В силу части 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном названной нормой права.
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, среди прочих поступлений образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Соответственно, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт. Ответчик не представил доказательств оплаты взносов за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 09.10.2016.
Поскольку установлено, что по требованиям об уплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 31.03.2016 истцом пропущен срок исковой давности, на основании статей 196, 199 ГК РФ, исковые требования правомерно удовлетворены частично - за период с 01.04.2016 по 09.10.2016 взыскан долг по взносам на капитальный ремонт в сумме 19 643 руб. 47 коп. и пени в сумме 2 792 руб. 21 коп.
Доводы заявителя жалобы о том, что взносы за капитальный ремонт подлежат оплате новыми собственниками помещений, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Исковые требования предъявлены о взыскании взносов на капитальный ремонт в отношении жилых помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности в период с 01.08.2014 по 09.10.2016.
Частью 3 статьи 158 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 257 - ФЗ), установлено, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона 29.07.2017 N 257 - ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Соответственно, к новому собственнику помещения в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт, не исполненная публичными образованиями, не переходит и сохраняется за последними.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие договора с региональным оператором, не выставление счетов на оплату не освобождает ответчика, как собственника спорных помещений, от исполнения предусмотренной законом обязанности по внесении взносов на капитальный ремонт и соответственно от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
В целом, все доводы заявителя были учтены судами при принятии обжалуемых судебных актов, и им дана надлежащая правовая оценка.
Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов, свидетельствующие о неправомерности судебных актов, в материалах дела отсутствуют.
Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права не установлено.
В связи с изложенным, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 по делу N А55-12596/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 3 статьи 158 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 257 - ФЗ), установлено, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона 29.07.2017 N 257 - ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2019 г. N Ф06-53168/19 по делу N А55-12596/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20989/19
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53168/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-12596/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53168/19
16.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12412/19