г. Казань |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А72-4586/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с раниченной ответственностью "Торговая Компания "Лето"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019
по делу N А72-4586/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (ИНН 7325052734), г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая Компания "Лето" (ИНН 7327067461, ОГРН 1137327001030), г. Ульяновск, о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее -Роспотребнадзор, Управлением) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания "Лето" (далее - общество, ООО "ТК "Лето") к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2019 ООО "Торговая компания Лето" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено наличие в действиях ООО "ТК "Лето" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2019 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая Компания "Лето", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств; выводы судов о наличии состава правонарушения, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ не являются законными.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
В период с 07.02.2019 по 04.03.2019 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области на основании распоряжения N 000136РП от 30.01.2019 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ТК "Лето" проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения. По результатам проверки составлен акт проверки N 0072 от 04.03.2019.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 07.02.2018 в 10 час. 30 мин. в магазине ООО "ТК Лето", расположенном по адресу г. Ульяновск, ул. Марата, д. 45, в торговом зале, произведено взятие пробы полуфабриката натурального из мяса цыплятбройлеров, охлажденный крыло ТМ "Акашево", адрес производства А, изготовлено и упаковано 04.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от 0 до 2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), партия 33 кг, тушки цыпленка-бройлера 1-го сорта потрошеной, охлажденной "Халяль" ТМ "Акашево", ГОСТ 31962-2013, изготовлено и упаковано 01.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от -2°С до +2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), партия 25 кг для проведения лабораторных испытаний.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 13.02.2018 в 10 час. 30 мин. в магазине ООО "ТК Лето", расположенном по адресу г. Ульяновск, ул. Казанская, д. 3, в торговом зале, произведено взятие пробы полуфабриката рубленого из мяса цыплятбройлеров глубокозамороженного "Фарш "Домашний", ТМ "Акашево", масса нетто 500 г, ТУ9214-029- 54899698-09, изготовлено и упаковано 04.02.2019, срок годности и условия хранения при температуре от -18°С не более 180 суток, производитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), партия 36 ед, для проведения лабораторных испытаний.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний N 3251 от 12.02.2019, экспертному заключению по результатам протоколов лабораторных испытаний N 344/73-20/114-2019/05 от 27.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", (аттестат аккредитации ИЛЦ N RA.RU.510135 от 20.10.2015) исследованная проба: полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров, охлажденный крыло ТМ "Акашево", адрес производства А, изготовлено и упаковано 04.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от 0 до 2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пг/ Советский, ул. Шоссейная, 30), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, 3 п. 1.1) по показателю: КМАФАнМ - фактически 1,1 х 105 КОЕ/г, при норме - не более 1x105 КОЕ/г.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний N 3261 от 12.02.2019, экспертному заключению по результатам протоколов лабораторных испытаний N 344/73-20/114-2019/05 от 27.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", (аттестат аккредитации ИЛЦ N RA.RU.510135 от 20.10.2015) исследованная проба: тушка цыпленка-бройлера 1-го сорта потрошеная, охлажденная "Халяль" ТМ "Акашево", ГОСТ 31962-2013, изготовлено и упаковано 01.02.19, срок годности не более 8 суток при температуре от -2°С до +2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, пункт 1.1) по показателю: КМАФАнМ - фактически 7,5х104 КОЕ/г, при норме - не более 1 х 104 КОЕ/г.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний N 3929 от 18.02.2019, экспертному заключению по результатам протоколов лабораторных испытаний N 345/73-20/114-2019/05 от 27.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", (аттестат аккредитации ИЛЦ NRA.RU.510135 от 20.10.2015) исследованная проба: полуфабрикат рубленый из мяса цыплят-бройлеров глубокозамороженный "Фарш "Домашний", ТМ "Акашево", масса нетто 500 г, ТУ9214-029- 54899698-09, изготовлено и упаковано 04.02.19, срок годности и условия хранения при температуре от -18°С не более 180 суток, производитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, п. 1.1) по показателю: БГКП (колиформы) - обнаружено в 0,0001 г/см3, что не допускается.
04.03.2019 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении ООО "ТК "Лето" составлен протокол N 0317 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТК "Лето" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
На основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие возможность причинения вреда. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).
В силу статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Согласно статье 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования государственного стандарта являются обязательными. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.02.2000 N 29-ФЗ "О качестве безопасности пищевых продуктов", в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются и уничтожаются.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции"), (далее - ТР ТС 021/2011, Технический регламент) устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования. Объектами технического регулирования названного Технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3).
В соответствии с положениями статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных (статья 7 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 названного Технического регламента изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Арбитражными судами установлено, что 07.02.2018 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в ходе внеплановой выездной проверки в магазине ООО "ТК Лето", расположенном по адресу г. Ульяновск, ул. Марата, д. 45, в торговом зале, произведено взятие пробы полуфабриката натурального из мяса цыплят-бройлеров, охлажденный Крыло ТМ "Акашево", адрес производства А, изготовлено и упаковано 04.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от 0 до 2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), партия 33 кг, тушки цыпленкабройлера 1-го сорта потрошеной, охлажденной "Халяль" ТМ "Акашево", ГОСТ 31962-2013, изготовлено и упаковано 01.02.19, срок годности не более 8 суток при температуре от -2°С до +2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), партия 25 кг для проведения лабораторных испытаний.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний N 3251 от 12.02.2019, экспертному заключению по результатам протоколов лабораторных испытаний N 344/73-20/114-2019/05 от 27.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", (аттестат аккредитации ИЛЦ N RA.RU.510135 от 20.10.2015) исследованная проба: полуфабрикат натуральный из мяса цыплят-бройлеров, охлажденный Крыло ТМ "Акашево", адрес производства А, изготовлено и упаковано 04.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от 0 до 2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пг/ Советский, ул. Шоссейная, 30), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, п. 1.1) по показателю: КМАФАнМ - фактически 1,1 х 105 КОЕ/г, при норме - не более 1x105 КОЕ/г.
Согласно протоколу лабораторных испытаний и заключению по результатам лабораторных испытаний N 3261 от 12.02.2019, экспертному заключению по результатам протоколов лабораторных испытаний N 344/73-20/114-2019/05 от 27.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области", (аттестат аккредитации ИЛЦ N RA.RU.510135 от 20.10.2015) исследованная проба: тушка цыпленка-бройлера 1-го сорта потрошеная, охлажденная "Халяль" ТМ "Акашево", ГОСТ 31962-2013, изготовлено и упаковано 01.02.2019, срок годности не более 8 суток при температуре от -2°С до +2°С, изготовитель ООО "Птицефабрика Акашевская" (Республика Марий Эл, Советский район, пгт Советский, ул. Шоссейная, 30), не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, пункт 1) по показателю: КМАФАнМ - фактически 7,5х104 КОЕ/г, при норме - не более 1 х 104 КОЕ/г.
Согласно пункта 1.1 приложения 2 Технического регламента ТР ТС 021/2011 норма показателя КМАФАнМ в тушках и мясе птицы охлажденном должна составлять не более 1 х 104 КОЕ/г., норма показателя КМАФАнМ в полуфабрикатах из мяса птицы натуральных должна составлять не более 1x105 КОЕ/г.
Данные обстоятельства обоснованно оценены судами, как свидетельствующие о наличии в действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
О наличии вины во вменяемом ему административном правонарушении свидетельствует то, что заявитель имел возможность самостоятельно проверить соответствие реализуемых им продуктов требованиям нормативной и технической документации и не допустить к реализации продукты ненадлежащего качества, однако, не сделал этого.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек
Суд первой инстанции счел возможным снизить размер примененного административным органом наказания ниже минимального размера санкции до 150 000 руб. на основании частей 3.2 - 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Приведенное обоснование со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ по применению положений статьи 14.43 КоАП РФ отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела установлены иные обстоятельства.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу N А72-4586/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О наличии вины во вменяемом ему административном правонарушении свидетельствует то, что заявитель имел возможность самостоятельно проверить соответствие реализуемых им продуктов требованиям нормативной и технической документации и не допустить к реализации продукты ненадлежащего качества, однако, не сделал этого.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек
Суд первой инстанции счел возможным снизить размер примененного административным органом наказания ниже минимального размера санкции до 150 000 руб. на основании частей 3.2 - 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
...
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Приведенное обоснование со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ по применению положений статьи 14.43 КоАП РФ отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела установлены иные обстоятельства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2019 г. N Ф06-54370/19 по делу N А72-4586/2019