г. Казань |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А06-822/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Приволжский район" в лице администрации муниципального образования "Приволжский район"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2019 (судья Баскакова И.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.)
по делу N А06-822/2019
по иску муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (ОГРН 1033002812050, ИНН 3017037981), г. Астрахань к к муниципальному образованию "Приволжский район" в лице администрации муниципального образования "Приволжский район" (ОГРН 1033000813020, ИНН 3009005827), с. Началово Приволжского района Астраханской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования "Село Осыпной Бугор" Приволжского района Астраханской области, с. Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области о взыскании 1 265 976,12 рублей,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - МУП "Астрводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к муниципальному образованию "Приволжский район" в лице Администрации муниципального образования "Приволжский район" (далее - администрация, ответчик) о взыскании 1 265 976,12 рублей убытков, понесенных в связи с устранением аварий на сетях холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Село Осыпной Бугор".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019, исковые требования удовлетворены. С ответчика за счет средств казны муниципального образования "Приволжский район" в пользу истца взыскано 1 265 976,12 рублей убытков, понесенных в связи с устранением аварий на сетях холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Село Осыпной Бугор".
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец, ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Село Осынной Бугор" Приволжского района Астраханской области (далее - администрации МО "Село Осынной Бугор") от 29.08.2013 N 108 "О назначении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Село Осыпной Бугор" Приволжского района Астраханской области" истец наделен статусом гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Село Осыпной Бугор".
В августе, октябре и ноябре 2018 года истец проводил ремонтные работы сетей водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Село Осыпной Бугор" Приволжского района Астраханской области для содержания последних в состоянии, пригодном для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям.
Работы проведены в целях устранения аварийных ситуаций на линиях водопровода в с. Осыпной Бугор по адресам: ул. Набережная реки Царев, 27 "А", ул. Тукая, 13, ул. Клубная, 58, ул. Мира, ул. Клубная, 57 "А", ул. Школьная, 21, ул. Казанская, 12, ул. Казанская, 11-13, ул. Школьная, 21, ул. Новая, 4, ул. Кави-Нажми, 27, сумма расходов по которым составила 1 265 976,12 рублей.
Ответчиком обязательства по возмещению понесенных истцом убытков исполнено не было.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 1, 8, 12, 15, 307, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и обоснованно удовлетворили заявленные требования, исходя из следующего.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в силу следующего.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец направил в адрес ответчика и администрации МО "Село Осыпной Бугор" претензии от 27.09.2018 N 0103-12208, от 29.12.2018 N 0103-17342 с требованием о возмещении причиненных убытков, приложив расчет понесенных расходов и акты выполненных работ, которые были получены адресатами 27 и 29 декабря 2018 года.
Согласно пункту 7 части первой статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
При рассмотрении иска ответчик не оспаривал факт получения претензии и не принял никаких мер по урегулирования спора посредством заключения мирового соглашения с истцом или иным образом.
Истец, представив претензию с отметкой о ее вручении ответчику, по истечении значительного периода времени после направлении претензии (более 30-ти календарных дней со дня направления претензии (требования) в адрес ответчика), исполнил требования пункта 7 части первой статьи 126 АПК РФ.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали процессуальные основания для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Причинная связь между противоправным действием причинителя и наступившим вредом является обязательным условием деликтной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму по времени и первое порождает второе.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в частности, полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Соответствующее соглашение было заключено в части организации в границах с. Осыпной Бугор Приволжского района водоснабжения населения и водоотведения.
Следовательно, в спорный период организация в границах с. Осыпной Бугор Приволжского района водоснабжения населения и водоотведения относилась к полномочиям ответчика.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ.
На основании Постановления Правительства Астраханской области от 06.08.2015 N 404-П "О разграничении муниципального имущества" и акта приема-передачи водоснабжение села Осыпной Бугор передано в муниципальную собственность муниципального образования "Приволжский район".
Водопроводные сети используются истцом в целях организации в границах поселения с. Осыпной Бугор водоснабжения населения и водоотведения, поэтому при наличии постановления администрации МО "Село Осыпной Бугор" от 29.08.2013 N 108 о назначении истца гарантирующим поставщиком в части обеспечения водоснабжения и водоотведения и при передаче водоснабжения от поселения к муниципальному району муниципальное образование "Приволжский район" в лице ответчика должно нести расходы по содержанию сетей водоснабжения и канализации.
Сети холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Село Осыпной Бугор" до настоящего времени не переданы администрацией МО "Село Осыпной Бугор" истцу в установленном законом порядке на баланс либо на обслуживание, поэтому у истца отсутствует обязательство по эксплуатации и содержанию данных сетей за свой счет.
Исходя из изложенного, материалами дела подтверждается местонахождение сетей холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Село Осыпной Бугор" и наличие у ответчика обязательства по несению расходов по содержанию указанных сетей в силу прямого указания закона.
Поскольку ответчик не исполнил свое обязательство по содержанию сетей холодного водоснабжения и водоотведения по вышеназванным адресам на территории МО "Село Осыпной Бугор" Приволжского района Астраханской области и не устранил возникшие на них аварийные ситуации, поэтому истец был вынужден провести аварийно-восстановительные работы на сетях для обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Село Осыпной Бугор" Приволжского района Астраханской области.
Проведение истцом работ на сетях водопровода и канализации на территории ответчика привело к возникновению у истца убытков, связанных с затратами на выполненные работы по устранению аварийных ситуаций.
Факт несения убытков в августе, октябре и ноябре 2018 года и их размер подтверждены представленными истцом актами о выполнении работ, техническими заданиями, расчетами.
Таким образом, нижестоящие суды правомерно удовлетворили заявленные истцом требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, не противоречат судебной практике, установленной применительно к действовавшему в спорном периоде законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А06-822/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Приволжский район" в лице администрации муниципального образования "Приволжский район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф06-54807/19 по делу N А06-822/2019