г. Казань |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А65-13603/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 03.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 09.12.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Казанский молочный комбинат" - Бражниковой О.В., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019
по делу N А65-13603/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский молочный комбинат", г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, о признании незаконным решения, с участием: Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Казанский молочный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - управление) о признании незаконным решения, выраженного письмом от 15.02.2019 N 15/15-исх/1320 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реализации с аукциона под автостоянку по адресу: г. Казань, ул. Журналистов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реализации с аукциона под автостоянку по вышеуказанному адресу в границах указанных в схеме, приложенной к письму заявителя от 02.04.2018 N 06-06/168 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019, требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение управления от 15.02.2019 N 15/15-исх/1320 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реализации с аукциона под автостоянку по ул. Журналистов Советского района г. Казани, обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось в управление с заявлением от 02.04.2018 N 06-06/168 об утверждении схемы расположения земельного участка для организации стоянки автотранспорта общества и заключения договора аренды в установленном порядке, с приложением, в том числе, заключения кадастрового инженера и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ведомости координат.
Письмом управления от 15.02.2019 N 15/15-исх/1320 обществу сообщено о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реализации с аукциона под автостоянку по ул. Журналистов Советского района г. Казани, ввиду расположения испрашиваемого земельного участка в границах проектных красных линий названной улицы. Кроме того, рассматриваемый земельный участок расположен в границах существующей улично-дорожной сети.
Полагая данный отказ управления незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств нахождения запрашиваемого земельного участка в границах проектных красных линий (проекты планировок и межевания на данную территорию не разработаны, красные линии не утверждены в установленном порядке), доказательств отнесения спорного земельного участка к земельному участку общего пользования или расположения его в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Решение о проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям юридических лиц. Подготовка к проведению такого аукциона, инициированного заинтересованным в предоставлении несформированного земельного участка юридическим лицом, осуществляется в следующем порядке: подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обращение юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в котором указана цель использования участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и подпунктами 5-9, 13-19 пункта 8 статьи 39.1 1 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка; обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации схемой расположения земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок; обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункты 1 и 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон. определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения относится документам территориального планирования муниципальных образований.
При решении вопроса о возможности реализации земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах и транспортных развязок.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту а пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
По смыслу пунктов 4.1-4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования города Казани", с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
Таким образом, на момент обращения общества с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Журналистов Генеральный план муниципального образования города Казани, был утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26.
Пунктом 3.2.2 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, которое заключается в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорог путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.
Судами не дано должной оценки тому, что согласно действующему Генеральному плану г. Казани, утвержденному решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, рассматриваемый земельный участок расположен в границах существующей улично-дорожной сети по ул. Журналистов.
Согласно схемы общегородской улично-дорожной сети и транспорта действующего Генплана г. Казани данная улица является городской дорогой.
На основании части 11.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В соответствии с примечанием 1 к таблице 11.2 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых. насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50 - 100; магистральных улиц - 40 - 100; улиц и дорог местного значения - 15 - 30.
Ширина установленной проектной красной линии по ул. Журналистов составляет 50 м.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации под информационными системами обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) понимается -организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории, дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, иные документы и материалы (часть 4 статьи 56).
Статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления городских округов предписано ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности (часть 1).
Согласно статье 41 Градостроительного устава г. Казани в г. Казани ведется дежурный план красных линий, ответственным за который является управление. В дежурном плане отображаются все красные линии, существующие в г. Казани, как утвержденные в установленном порядке (в составе проектов планировки территории), так и проектные (вошедшие в какие-либо проектные материалы, но не получившие статус утвержденных). Проектные красные линии, то есть линии, не утвержденные в составе проекта планировки территории, также как и утвержденные красные линии, отображаются на всех графических материалах с пометкой о том, что данные линии имеют статус проектных.
В дежурном плане красных линий учитываются все красные линии, в том числе и проектные, что не является нарушением законодательства, однако утвержденными красные линии становятся после утверждения в установленном порядке проекта планировки территории главой местной администрации, а именно Руководителем Исполнительного комитета г.Казани.
В соответствии с дежурным планом красных линий рассматриваемый земельный участок расположен в проектных красных линиях существующей улично-дорожной сети ул. Журналистов.
Информация дежурного плана красных линий выдается в виде выкопировок, сведений, информационных справок и является сведениями ИСОГД.
Таким образом, учет в дежурном плане красных линий - части ИСОГД, проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято, не противоречит нормам градостроительного законодательства.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом согласно подпункту а пункта 1 части З статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Исходя из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в реализации земельного участка, поскольку этим планом предусмотрено размещение объекта местного значения - городской дороги - ул. Журналистов, г. Казани.
Следовательно, земельный участок, в пределах границ которого расположены, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, объекты транспортной инфраструктуры, не может быть реализован в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами не дано должной оценки возражениям управления о том, что представленная в ходе судебного процесса в материалы дела схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта свидетельствует о расположении испрашиваемого земельного участка в границах отвода городской дороги - ул. Журналистов, является ограниченным в обороте, поскольку с размещением на данной территории объектов общего пользования (улично-дорожной сети) спорный участок на правах аренды предоставлен быть не может.
Установленный запрет на предоставление земельных участков в границах земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу, оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен.
Кроме того, в силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 07.12.2018 N 6192 утвержден административный регламент предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для реализации с торгов.
Положительным результатом предоставления муниципальной услуги является принятие постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для реализации с торгов.
В соответствии с пунктом 1.3. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом г. Казани.
Полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка возложены на Исполнительный комитет г. Казани, который к участию в деле в качестве стороны не привлечен.
Указанные обстоятельства не были учтены при принятии обжалуемых судебных актов, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А65-13603/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Генеральный план, утвержденный Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, являющийся документом территориального планирования в силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в реализации земельного участка, поскольку этим планом предусмотрено размещение объекта местного значения - городской дороги - ул. Журналистов, г. Казани.
Следовательно, земельный участок, в пределах границ которого расположены, как существующие, так и планируемые в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, объекты транспортной инфраструктуры, не может быть реализован в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу, оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен.
Кроме того, в силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф06-54733/19 по делу N А65-13603/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54733/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54733/19
02.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14663/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13603/19