г. Казань |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А65-7400/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - Тихоновой Л.С. (доверенность от 14.12.2018)
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Ахтямовой Р.Н. (доверенность от 02.12.2019)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019
по делу N А65-7400/2019
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019; о признании недействительным предписания от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Центр Управления Поставками",
УСТАНОВИЛ:
акционерное Общество "Транснефть-Прикамье" (далее - АО "Транснефть-Прикамье", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр Управления Поставками" (далее - ООО "ЦУП").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт. Решение и предписание УФАС по РТ от 14.02.2019 по делу N ТО4- 37/2019 признано недействительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 отменить, оставив решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 в силе.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу АО "Транснефть-Прикамье" полагая, что судебный акт суда апелляционной инстанции является обоснованными и законными, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФАС по РТ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель АО "Транснефть-Прикамье" в судебном заседании просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующим выводам.
АО "Транснефть-Прикамье" 26.12.2018 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31807368825 о проведении открытого аукциона по лоту N 68/04-05/19 "Материалы к оргтехнике, оборудованию средств связи и систем автоматики".
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО "ЦУП" на действия АО "Транснефть-Прикамье". По мнению подателя жалобы, при проведении закупки имело место нарушение заявителем прав ООО "ЦУП", как участника закупки, выразившееся в допуске к участию в аукционе лиц, заявки которых не соответствуют требованиям документации о закупке, а также в необоснованном отклонении заявки ООО "ЦУП" к участию в аукционе по причине отсутствия описания поставляемого товара.
Решением УФАС по РТ от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019 жалоба ООО "ЦУП" признана обоснованной в части довода о неправомерном отклонении заявки подателя жалобы, АО "Транснефть-Прикамье" признано нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 14.02.2019 по делу N Т04- 37/2019 об обязании отменить все протоколы, составленные при проведении закупки N 3180738825, рассмотреть заявки участников повторно в соответствии с действующим законодательством, а также решением от 14.02.2019 по делу Т04-37/2019.
АО "Транснефть-Прикамье" не согласилось с принятыми антимонопольным органом актами и обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Закупочная деятельность АО "Транснефть-Прикамье" регулируется Положением о закупке товаров, работ и услуг, утвержденным решением Совета директоров ПАО "Транснефть" от 21.06.2018 (далее - Положение о закупке).
При проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту N 68/04-05/19 "Материалы к оргтехнике, оборудованию средств связи и систем автоматики" заявитель руководствовался Законом о закупках и вышеуказанным Положением о закупке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
В соответствии с разделом 2 Инструкции для участника закупки для закупок, проводимых в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - Инструкция) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах "Наименование продукции", "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)".
Параметры поставляемых товаров, интересующие АО "Транснефть-Прикамье", были раскрыты им в опросных листах, входящих в состав документации о закупке, в которых содержались требования к техническим характеристикам товаров, такие как габаритные размеры, напряжение питания, ток потребления и т.п., в том числе, с установлением диапазонных показателей ("не более", "не менее", "от..до").
Согласно разделу 13 Инструкции критерием оценки и сопоставления заявок на участие в закупке способом "аукцион", "запрос котировок" являлась цена, представленная участником закупки.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны содержаться требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Согласно части 19 статьи 3.4. Закона о закупках первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
Согласно Инструкции, для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник закупки в составе заявки на участие в закупке, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара - представить описание поставляемых товаров.
Согласно пункту 3.1 Инструкции описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии с требованиями к товару, приведенными в Форме 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Форме 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)".
В соответствии с пунктом 3.3. Инструкции, указываемые качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара должны быть изложены участником закупки таким образом, чтобы представленное описание однозначно и ясно позволяло соотнести указанные характеристики поставляемого товара с требованиями, содержащимися в столбце "Наименование продукции" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", и в документах, указанных в столбце "ГОСТ, ТУ. ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", с учетом правил, установленных пункте 3.4 настоящей инструкции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что наличие в заявке на участие в закупке описания товаров обусловлено необходимостью соотнесения характеристики предлагаемых к поставке товаров с требованиями опросных листов и установки их соответствия.
Ряд товаров, подлежащих поставке в рамках спорной закупки, несмотря на идентичность их наименований, представленных в заявке ООО "ЦУП", по сравнению с наименованиями товаров, указанными заказчиком в документации о закупке, могли иметь технические характеристики (такие как комплектность, габаритные размеры, потребляемый ток), отличные от указанных заказчиком в опросных листах, являющихся частью документации о закупке.
Так, например, в отношении позиции 48 (000102101091155) "Извещатель пожарный ручной ИП 535 Гарант СПР.425211.001" установлены габаритные размеры не более 160x110x70 (согласно опросному листу ОЛ-08-01-19-284). В соответствии с п.2.8. паспорта на изделие производителем ООО "Спецприбор" определены различные размеры: - не более 110x155x70мм с учетом штуцера - для одновводного корпуса; - не более 225x110x70мм с учетом штуцеров - для двухвводного корпуса.
Как верно отметил апелляционный суд, наличие в составе заявки описания поставляемого товара позволило бы заказчику убедиться, что в случае признания участника победителем закупки, обязательство по поставке будет исполнено им надлежащим образом, так как конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров будут соответствовать значениям, установленным документацией о закупке (опросным листам).
В рассматриваемом случае в представленной ООО "ЦУП" заявке описание поставляемого товара (продукции) отсутствовало.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что в связи с непредставлением ООО "ЦУП" описания поставляемых товаров определить, соответствует ли она требованиям заказчика в части размеров было бы невозможно, пришел к выводу, что поданная ООО "ЦУП" заявка не соответствовала требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 6 ст.3.4 Закона о закупках заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.
Согласно Приложению 1 к Инструкции для участника закупки установлено, что в составе первой части заявки на участие в закупке участник закупки предоставляет документы и сведения (с приложением описи).
Судом апелляционной инстанции отмечено, что требование о предоставлении описи направлено на установление соотносимости, достоверности и полноты содержащихся в заявке сведений. Наличие такого условия не может являться препятствием для подачи заявки, а также не требует больших временных и материальных затрат.
В составе заявки ООО "ЦУП" опись предоставляемых документов отсутствовала.
Поскольку необходимость приложения описи предоставляемых документов была установлена заказчиком в документации о закупке, ее отсутствие в составе заявки ООО "ЦУП" послужило основанием для признания ее не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
Согласно пункту 2.4.1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.
В соответствии с пунктом 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Условие аукциона может рассматриваться как нарушающее статью 17 Закона о защите конкуренции, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.
Между тем, как верно установлено судом апелляционной инстанции, в решении антимонопольного органа отсутствуют выводы о том, что при проведении закупки допускался различный подход к участникам закупки, нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не выявлено.
Заявитель установил в документации о закупке требования в части предоставления описания предлагаемых к поставке товаров, описи документов, входящих в состав заявки, а также к оформлению форм заявки, распространив их в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках в равной степени на всех участников.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что заявка ООО "ЦУП" не соответствовала требованиям, установленным документацией о закупке, и обоснованно была отклонена АО "Транснефть-Прикамье" на основании пункта 7.5.2 Положения о закупке.
Антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания, которые не соответствуют требованиям законодательства о закупках и нарушают права и законные интересы АО "Транснефть-Прикамье".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел выводу об отсутствии у УФАС по РТ правовых оснований для выдачи заявителю предписания об устранении выявленных нарушений норм действующего законодательства, для чего предписано отменить все протоколы, составленные при проведении закупки N 31807368825, рассмотреть заявки участников повторно в соответствии с действующим законодательством, а также решением по делу N Т04-37/2019 от 14.02.2019.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о признании недействительным решения и предписания УФАС по РТ от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019, находит их соответствующим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделанным при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом в силу статьи 286 АПК РФ к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нарушения норм процессуальных права, являющихся в силу части часть 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А65-7400/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением УФАС по РТ от 14.02.2019 по делу N Т04-37/2019 жалоба ООО "ЦУП" признана обоснованной в части довода о неправомерном отклонении заявки подателя жалобы, АО "Транснефть-Прикамье" признано нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
...
Условие аукциона может рассматриваться как нарушающее статью 17 Закона о защите конкуренции, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.
Между тем, как верно установлено судом апелляционной инстанции, в решении антимонопольного органа отсутствуют выводы о том, что при проведении закупки допускался различный подход к участникам закупки, нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2019 г. N Ф06-55632/19 по делу N А65-7400/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55632/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55632/19
23.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14006/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7400/19