г. Казань |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А55-26380/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019
по делу N А55-26380/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича (ОГРН ИП 311632511600012, ИНН 632506289940), г. Сызрань Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказа в учете изменений объекта недвижимости, с участием заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Кузнецова Геннадия Алексеевича, г. Сызрань Самарской области, саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровые инженеров" (ОГРН 1166451055781, ИНН 6455065718), г.Саратов, Шишловой Ирины Валериевны, г. Сызрань Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее - ИП Пряников А.О.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 14.06.2018 N 63-00-119/18-54342; понуждении Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет по заявлению о государственном кадастровом учете от 05.03.2018 N 63-0-1-176/3301/2018-925.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кузнецову Геннадию Алексеевичу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111098:213, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, садоводство "Сосенки", дачный участок N 39, разрешённый вид использования: индивидуальное садоводство, о чем 12.11.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
По договору подряда кадастровым инженером Пряниковым А.О. проведены кадастровые работы, связанные с уточнением площади и местоположения границ указанного земельного участка, по результатам которых подготовлен межевой план земельного участка от 15.02.2018.
Кузнецов Г.А. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 05.03.2018 N 63-0-1-176/3301/2018-925 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив, в том числе вышеуказанный межевой план.
Управление Росреестра по Самарской области уведомлением от 12.03.2018 N 63-0-1-176/3301/2018-925 приостановило государственную регистрацию на срок до 13.06.2018, в связи с несоответствием межевого плана положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Уведомлением от 14.06.2018 N 63-00-119/18-54342 Управление Росреестра по Самарской области отказало в проведении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213, поскольку межевой план от 15.02.2018 по содержанию в отношении определения местоположения границ земельного участка не соответствует положениям части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
ИП Пряников А.О., полагая, что данный отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что межевой план земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213 соответствует требованиям части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", статям 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", учитывая, что Кузнецовым Г.А. на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 14, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые соответствуют требованиям, указанным в статьи 21 данного Закона, пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали основания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для отказа в государственном кадастровом учете изменений в отношении спорного земельного участка, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 01.01.2019, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка) (пункт 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке").
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Из межевого плана от 15.02.2018 следует, что в нем имеются текстовая и графическая части, в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей.
В текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (свидетельство о праве собственности на землю), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ).
В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка с собственниками смежных земельных участков, из которого следует, что границы спорного земельного участка от точки н4 до точки н1, согласованы с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:105 Шишловой И.В.
В разделах "Схема расположения" и "Чертеж" на участке границы точек н1-н4 не указаны смежные земельные участки, а, следовательно, границы спорного земельного участка в данном случае согласованию не подлежат.
В нарушение статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства, что по границам земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213 по точкам н1-н4 имеются смежные землепользователи, с которыми в силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" необходимо согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213.
При этом какие-либо претензии и споры относительно границ земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213 отсутствуют.
Из представленных Управлением Росреестра по Самарской области документов не следует, что спорный земельный участок граничит с иными земельными участками, в отношении которых кадастровый инженер в указанный период (подготовки межевого плана) должен был провести установленную процедуру согласования границ.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что межевой план от 15.02.2018 составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что требования ИП Пряникова А.О. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 по делу N А55-26380/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
...
В нарушение статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства, что по границам земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213 по точкам н1-н4 имеются смежные землепользователи, с которыми в силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" необходимо согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111098:213.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф06-53796/19 по делу N А55-26380/2018
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53796/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53796/19
11.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8023/19
26.03.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-26380/18