г. Казань |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А55-4922/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019
по делу N А55-4922/2019
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Жигулевск, представляемое администрацией городского округа Жигулевск Самарской области, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании задолженности, с участием третьего лица: Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Жигулевск, представляемое администрацией городского округа Жигулевск Самарской области, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Самарской области 1 535 000,00 руб., возникших в связи с предоставлением жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, прекратить производству по делу либо принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании решения Жигулевского городского суда Самарской области от 29.05.2015 года по гражданскому делу N 2-770/2015 на администрацию городского округа Жигулевск возложена обязанность по предоставлению гр. Альмяшовой Яне Викторовне благоустроенного жилого помещения на состав семьи 2 человека по договору социального найма исходя из норм предоставления площади жилого помещения на момент исполнения решения суда, с учетом права Альмяшовой Анастасии Равильевны на дополнительную жилую площадь.
В ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что гр. Альмяшова А.Р., 20.08.2005 г.р., является инвалидом с детства и страдает хронической формой психического заболевания, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе право на дополнительную жилую площадь.
Исполняя требования судебного акта, администрация городского округа Жигулевск постановлением от 05.08.2016 N 1474 предоставила гр. Альмяшовой Яне Викторовне по договору социального найма от 16.08.2016 жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью 44,00 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г.Жигулевск, ул. Пролетарская, д. 20, кв. 8.
Договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан заключен 02.12.2016 между муниципальным образованием и Альмяшовой Я.В., Альмяшовой А.Р.
По мнению истца, в результате выбытия из муниципальной собственности указанного жилого помещения, он понес убытки в размере рыночной стоимости помещения, которая определена сумме 1 535 000 руб.
При этом 21.03.2017 администрация городского округа Жигулевск обращалась с заявлением о возмещении денежных средств в Правительство Самарской области.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с предоставлением жилых помещений, подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в чьи полномочия входит приобретение недвижимого имущества, необходимого для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий (Постановление Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225), администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Исходя из положений указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона
В силу статьи 19, 49 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных администрацией городского округа Жигулевск по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Закона N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом в соответствии с положениями статей 135 - 138 БК РФ, статей 55, 60 и 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Поскольку администрация городского округа Жигулевск выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения указанным лицам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, суды, указав, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, пришли к выводу, что невыполнение указанной обязанности ответчиком повлекло за собой возникновение убытков у истца на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявлил о пропуске срока исковой давности, основываясь на том, что истец узнал о событии в день вступления в законную силу судебного акта по делу N 2-770/2015.
Отклоняя данное ходатайство, суды правомерно указали, что срок исковой давности следует исчислять с момента заключения договора социального найма - 16.08.2016, поскольку переданное в социальный наем квартира являлась собственностью муниципального образования городской округ Жигулевск, но в результате исполнения требований решения суда общей юрисдикции жилое помещение выбыло из его владения, в связи с чем бюджету городского округа Жигулевск причинены убытки.
В этой связи, учитывая, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Самарской области 25.02.2019, суды, руководствуясь статьями 199, 200 ГК РФ, пришли к выводу, что срок исковой давности администрацией городского округа Жигулевск пропущен не был.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды признали заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а лишь свидетельствуют о несогласии стороны с той оценкой, которую суд дал фактическим обстоятельствам дела, направлены на переоценку представленных в дело доказательств и неправильное толкование норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений судами процессуальных норм, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А55-4922/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик заявлил о пропуске срока исковой давности, основываясь на том, что истец узнал о событии в день вступления в законную силу судебного акта по делу N 2-770/2015.
Отклоняя данное ходатайство, суды правомерно указали, что срок исковой давности следует исчислять с момента заключения договора социального найма - 16.08.2016, поскольку переданное в социальный наем квартира являлась собственностью муниципального образования городской округ Жигулевск, но в результате исполнения требований решения суда общей юрисдикции жилое помещение выбыло из его владения, в связи с чем бюджету городского округа Жигулевск причинены убытки.
В этой связи, учитывая, что исковое заявление поступило в Арбитражный суд Самарской области 25.02.2019, суды, руководствуясь статьями 199, 200 ГК РФ, пришли к выводу, что срок исковой давности администрацией городского округа Жигулевск пропущен не был."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф06-54283/19 по делу N А55-4922/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54283/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54283/19
17.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10879/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4922/19