г. Казань |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А65-5170/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Кормакова Г.А., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Ахтямовой Р.Н. (доверенность от 02.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019
по делу N А65-5170/2019
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061683000565, ИНН 1616014845) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием третьих лиц: Гараева М.Р., Кузьмина А.А., об отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, учреждение, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстана с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольного органа, управление, УФАС России по Республике Татарстан), с привлечением третьих лиц Гараева М.Р. и Кузьмина А.А., об отмене решения от 07.12.2018 Т04-307/2018 и предписания от 07.12.2018 Т04-307/2018, и истребовании материалов по делу от 07.12.2018 Т04-307/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 в удовлетворении заявления учреждения отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 оставлено без изменения.
МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, заявленные требования удовлетворить.
Представитель УФАС России по Республике Татарстан в судебном заседании кассационную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.12.2018 рассмотрев жалобу Гараева Р.М., антимонопольным органом вынесено решение по делу Т04-307/2018 о признании жалобы, на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по продаже в собственность и на право заключения договора аренды земельных участков, лот 5: земельный участок с кадастровым номером 16:16:080304:949, обоснованной.
Также, 07.12.2018 организатору торгов выдано предписание по делу Т04-307/2018 устранить выявленные комиссией антимонопольного органа нарушения.
Не согласившись решением и предписанием, учреждение обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества установлены также пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
При выявлении нарушений антимонопольный орган выдаёт организаторам торгов предписания, обязательные для исполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, о направлении извещения о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в случае, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Судами установлено, что 22.10.2018 во исполнение постановления от 14.09.2018 N 2002 Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды и по продаже в собственность земельных участков" МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" проведен открытый (по составу участников и по форме подачи предложений о цене) аукцион по продаже в собственность и на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Извещение о проведении аукциона опубликовано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в газете "Высокогорские вести" от 19.09.2018 N 67 (9925), в сети Интернет: на официальном сайте Высокогорского муниципального района Республики Татарстан http://vysok.aya-gora.tatarstan.ru/и на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (извещение N 180918/17873499/01).
Лот N 5: Земельный участок с кадастровым номером 16:16:080304:949, площадью 719 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Высокогорский муниципальный район, Высокогорское сельское поселение, с. Высокая Гора, ул. Полковая, категория-земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения административного здания. Вид права - аренда на 5 лет. Начальная цена /Годовая арендная плата - 560 000 руб.
Дата и время публикации извещения - 18.09.2018 в 20 час. 24 мин.
Дата и время окончания приема заявок 15.10.2018 в 12 час. 00 мин.
Согласно журналу приема заявок Гараевым М.Р. 15.10.2018 в 10 час. 10 мин. подана заявка по лоту N 5.
Вместе с тем, согласно протоколу от 16.10.2018 N 1 рассмотрения заявок, заявка Гараева М.Р. отклонена организатором торгов в связи с не поступлением задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.
При этом, заявка Гараева Р.М. содержала чек по операции Сбербанк онлайн по оплате задатка в размере 448 000 руб. от 13.10.2018. В качестве отправителя указаны: Ильнур Рафикович С., Гараев М.Р., адрес плательщика: Казань, уд. Энергетиков, д. 6, кВ. 146, назначение платежа: "ЛР16903003-ПИЗО Задаток для участия 22.10.2018 в аукционе по лоту N 5 в сумме 448 000 руб.
Согласно распоряжению на зачисление специальных средств от 15.10.2018 N 632 МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" указанный задаток поступил на счет организатора торгов 15.10.2018.
Основанием для принятия решения организатором торгов об отклонении заявки Гараева Р.М. явилось нарушение им требований извещения N 180918/17873499/01, согласно которому заявитель не допускается к участию в аукционе, в случае поступления платежей от иных лиц.
Однако, как верно указали суды, оплата задатка третьим лицом (за претендента) не противоречит действующему законодательству, поскольку в конкурсной документации и в опубликованном извещении о проведении торгов не содержалось указания о необходимости внесения именно задатка непосредственно (лично) претендентами на участие в аукционе и не установлен запрет на уплату именно задатка третьими лицами.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015 N 308-ЭС15-13667.
Установленное МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" в извещении N 180918/17873499/01 положение, о том, что заявитель не допускается к участию в аукционе в случае поступления платежей от иных лиц, является неконкретным, вводящим в заблуждение участников, поскольку данная формулировка не позволяет однозначно говорить о том, что задаток должен быть внесен претендентом лично на счет организатора и что перечисление задатка другим лицом недопустимо.
Установление дополнительных, специфичных для конкретного муниципалитета барьеров для участия в торгах является подтверждением обоснованности выводов антимонопольного органа.
Доводу заявителя о поступлении от Салахова И.Р. заявления от 31.10.2018 о возврате денежных средств в размере 448 000 руб., в связи с ошибочным перечислением в качестве задатка, судами дана надлежащая оценка.
Данное обстоятельство не является показателем того, что Гараев М.Р. не хотел участвовать в аукционе.
В чеке от 13.10.2018 об оплате задатка также указан отправитель Гараев М.Р.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы Комитета не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А65-5170/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При выявлении нарушений антимонопольный орган выдаёт организаторам торгов предписания, обязательные для исполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, о направлении извещения о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в случае, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2019 г. N Ф06-55625/19 по делу N А65-5170/2019