г. Казань |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А57-20140/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
публичного акционерного общества "МРСК Волги" - Салиенко Ю.А. (доверенность от 10.12.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019
по делу N А57-20140/2018
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564 в части площади пересечения с землями лесного фонда, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:2564 в части пересекающейся с землями лесного фонда, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491-002138, об отмене постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466;
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги", третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, г. Саратов; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590 в части площади пересечения с землями лесного фонда, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:2590 в части пересекающейся с землями лесного фонда, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491-002138, об отмене постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466;
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622 в части площади пересечения с землями лесного фонда, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:2622 в части пересекающейся с землями лесного фонда, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-000077, о признании незаконным и отменить постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129;
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги", третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, г. Саратов; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614 в части площади пересечения с землями лесного фонда, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614 в части пересекающейся с землями лесного фонда, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-0000777, об отмене постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129;
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги", третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615 в части площади пересечения с землями лесного фонда; об исключении из Государственного реестра недвижимости сведения о координатах поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615 в части пересекающейся с землями лесного фонда; о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 01.04.2015 N 17; о признании незаконным и отменить постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 31.03.2015 N 154,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, публичному акционерному обществу "МРСК Волги" (далее - ПАО "МРСК Волги") о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564 (площадь 816 кв. м), об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491-002138, в части площади пересечения (84 кв. м) с землями лесного фонда, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд", о признании недействительным постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466 в части площади пересечения (84 кв. м) с землями лесного фонда, с земельным участком с кадастровым номером 64:09:000000:2564, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд".
Департамент обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, ПАО "МРСК Волги", о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590 (площадь 1706 кв. м), об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491-002138, в части площади пересечения (253 кв. м) с землями лесного фонда, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд", о признании недействительным постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466 в части площади пересечения (253 кв. м) с землями лесного фонда, с земельным участком с кадастровым номером 64:09:000000:2564, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд".
Департамент обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, ПАО "МРСК Волги" о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622 (площадь 479 кв. м), об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-000077, в части площади пересечения (48 кв. м) с землями лесного фонда, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд", о признании недействительным постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129 в части площади пересечения (48 кв. м) с землями лесного фонда, с земельным участком с кадастровым номером 64:09:000000:2622, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд".
Департамент обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, ПАО "МРСК Волги" о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614 (площадь 598 кв. м), об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-000077, в части площади пересечения (95 кв. м) с землями лесного фонда, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд", о признании недействительным постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129 в части площади пересечения (95 кв. м) с землями лесного фонда, с земельным участком с кадастровым номером 64:09:000000:2614, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд".
Департамент обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области, ПАО "МРСК Волги", о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615 (площадь 1324 кв. м); об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615, о признании ничтожным договора аренды земельного участка от 01.04.2015 N 17, в части площади пересечения (400 кв. м) с землями лесного фонда, земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд", о признании недействительным постановления администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 31.03.2015 N 154 в части площади пересечения (400 кв. м) с землями лесного фонда, с земельным участком с кадастровым номером 64:09:000000:2615, согласно координат поворотных точек границ, указанных в заключении Воронежского филиала ФГБУ "Рослесфонд".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серия-64-АА N 699285 от 13.02.2004, земельный участок, относится к категории земли лесного фонда, назначение: 1 группа, для ведения лесохозяйственной деятельности: площадь 26 147 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Усовский лесхоз, расположенный на территории Базарно-Карабулакского, Новобурасского, Марксовского, Воскресенского районов, кадастровый номер 64:00:000000:0018, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество 13.02.2004 сделана запись регистрации N 64-01/48166/2004-58.
Как указывает истец, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
По мнению истца, если лесной земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В то же время на часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер 64:09:000000:2564; адрес: Саратовская область, Воскресенский район, Синодское МО; площадь 816 кв. м; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения сооружения - электросетевого комплекса, включающего в себя: высоковольтную линию 110 кВ "Терешка - Казаковка" от ПС Терешка до ПС Казаковка; дата государственной регистрации права: не зарегистрировано; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; вид обременения: аренда; дата государственной регистрации: 30.03.2015; номер государственной регистрации: 64-64/001-64/001/196/2015-205/4; срок, на который установлено обременение: с 30.03.2015 на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ОАО "МРСК Волги": основание государственной регистрации: постановление администрации Воскресенскогс муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466 и договор аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491-002138.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
В обоснование приведенных доводов о том, что земельный участок (в части пересечения) относится к землям лесного фонда, истец ссылается на выписку из Государственного лесного реестра.
Кроме того истец ссылается на заключение Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 3 о пересечении границ земель лесного фонда кадастровый номер 64:00:000000:0018, площадью 261 470 000 кв. м (Усовское участковое лесничество Усовского лесничества Воскресенского района Саратовской области квартал 7ус часть выделов 5, 6, 7; квартал 166А) с границами земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564, площадью 816 кв. м, в соответствии с которым установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2564 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 84 кв. м, которая состоит из 14 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2564 была произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, по мнению истца, из Единого государственного реестра недвижимости должны быть исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:09:000000:2564.
На часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер 64:09:000000:2590; адрес: Саратовская область, Воскресенский район, Воскресенское МО; площадь 1706 кв. м; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения сооружения -электросетевого комплекса, "Отпайка на ПС Воскресенская от ВЛ 110 кВ "Вольск-Аммиак"; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; вид, номер и дата государственной регистрации права: не зарегистрировано; вид обременения: аренда; дата государственной регистрации: 30.03.2015; номер государственной регистрации: 64-64/001-64/001/196/2015-205/6; срок, на который установлено обременение: с 30.03.2015 на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ОАО "МРСК Волги"; основание государственной регистрации: постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 24.11.2014 N 466 и договор аренды земельного участка от 26.11.2014 N 42/1491 002138.
Согласно заключению Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 4 о пересечения границ земель лесного фонда кадастровый номер 64:00:000000:0018, площадью 261 470 000 кв. м (Белогродненское уч-вое лесничество Усовского лесничества Воскресенского района Саратовской области квартал 15бс часть выдела 30; квартал 4 часть выдела 3; квартал 15 часть выдела 7; квартал 41 часть выдела 1) с границами земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590, площадью 1706 кв. м, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2590 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 253 кв. м, которая состоит из 6 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласие координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2590.
На часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер 64:09:000000:2622; адрес: Саратовская область, Воскресенский район, Синодское МО; площадь 479 кв. м; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования для размещения сооружения - электросетевого комплекса, включающего в себя: высоковольтную линию 110 кВ "Казаковка-Питомник" от ПС Казаковка до П/СТ Питомник; дата государственной регистрации права: не зарегистрировано; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют вид обременения: аренда; дата государственной регистрации: 20.08.2015; номер государственно регистрации: 64-64/001-64/001/448/2015-38/2; срок, на который установлено обременение: 20.08.2015 на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ПАО "МРСК Волги, основание государственной регистрации: постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129 и договор аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-000077.
Согласно заключению Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 6 о пересечения границ земель лесного фонда кадастровый номер 64:00:000000:18, площадью 261 470 000 кв. м. (Усовское участковое лесничество Усовского лесничества Воскресенского района Саратовской области квартал 9 часть выделов 10,20; квартал 67 часть выдела 7; квартал 29ус часть выделов 5,6) с границами земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622, площадью 479 кв. м установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2622 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 48 кв. м, которая состоит из 8 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2622.
На часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер 64:09:000000:2614; адрес: Саратовская область, Воскресенский район, Елшанское МО; площадь 598 кв. м; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения сооружения - электросетевого комплекса, включающего в себя: высоковольтную линию 110 кВ "Казаковка-Питомник" от ПС Казаковка до П/СТ Питомник; дата государственной регистрации права: не зарегистрировано; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; вид обременения: аренда; дата государственной регистрации: 20.08.2015; номер государственной регистрации: 64-64/001-64/001/448/2015-38/5; срок, на который установлено обременение: с 20.08.2015 на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ПАО "МРСК Волги": основание государственной регистрации: постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 12.03.2015 N 129 и договор аренды земельного участка от 12.03.2015 N 4/1591-000077.
Согласно заключению Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 5 о пересечении границ земель лесного фонда кадастровый номер 64:00:000000:18, площадью 261 470 000 кв. м (Усовское участковое лесничество Усовского лесничества Воскресенского района Саратовской области квартал 32 часть выдела 19; квартал 85 часть выдела 4; квартал 102 часть выделов 6, 10; квартал 20ус часть выделов 26, 29) с границами земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614, площадью 598 кв. м, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2614 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 95 кв. м, которая состоит из 8 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2614.
На часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер 64:09:000000:2615; адрес: Саратовская область, Воскресенский район; площадь 1324 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения воздушных линий электропередач; дата государственной регистрации права: не зарегистрировано; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; вид обременения аренда; дата государственной регистрации: 12.04.2016; номер государственной регистрации: 64-64/005-64/005/24/2016-198/2; срок, на который установлено обременение: с 12.04.2016 на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ПАО "МРСК Волги"; основание государственной регистрации: постановление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области от 31.03.2015. N 154 и договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения Воскресенского района Саратовской области от 01.04.2015 N 17.
Согласно заключению Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 7 о пересечении границ земель лесного фонда, кадастровый номер 64:00:000000:18, площадь 261 470 000 кв. м. (Белогродненское участковое лесничество Усовского лесничества Воскресенского района Саратовской области квартал 15бс часть выдела 27; квартал 11 часть выдела 17; квартал 22 часть выдела 15; квартал 34 часть выделов 6, 7; квартал 35 часть выдела 3; квартал 49 часть выдела 1 квартал 50 часть выдела 20; квартал 60 часть выделов 6,11,16; квартал 71 часть выдела 7; квартал часть выделов 11, 14, 17, 19; квартал 73 часть выдела 1) с границами земельного участка кадастровым номером 64:09:000000:2615, площадью 1324 кв. м, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2615 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 400 кв. м, которая состоит из 47 контуров (отдельных друг от друга участке пересечения), согласно координат поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:09:000000:2615.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также указывая, что имеется факт нарушения, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельных участков (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения и передача участка в залог, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 12, 166, 195, 196, 199, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 6, 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), статьями 3, 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), статьями 1, 45, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период), статьями 7, 60.2, 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, разъяснениями, приведенными в пунктах 1, 2, 52, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Пунктами 1, 2 постановления Пленумов N 10/22 установлено, что в соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
Согласно пункту 59 постановления Пленумов N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ со дня вступления в силу указанного закона сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в реестре и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В соответствии с выпиской из ЕГРН:
- земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2564 поставлен на кадастровый учет 29.04.2014;
- земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2590 поставлен на кадастровый учет 24.06.2014;
- земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2622 поставлен на кадастровый учет 13.11.2014;
- земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2614 поставлен на кадастровый учет 23.09.2014;
- земельный участок с кадастровым номером 64:09:000000:2615 поставлен на кадастровый учет 07.10.2014.
Образование спорных земельных участков 64:09:000000:2564, 64:09:000000:2590, 64:09:000000:2622, 64:09:000000:2614, 64:09:000000:2615 осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статей 38-40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из установленного факта отсутствия в материалах дела доказательств межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 361-ФЗ от 03.07.2016) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:00:000000:0018, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с категорией земель "земли лесного фонда", расположенном по адресу: Саратовская область, Усовский лесхоз.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 64:00:000000:0018, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления Пленумов N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Суды двух инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оснований для признания ничтожными договоров аренды земельных участков, не усмотрели.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Основанием для обращения в суд с требованием об установлении границ земельного участка (межевого спора) является наличие возражений относительно местоположения его границ, предметом иска - определение надлежащей границы земельного участка.
Учитывая, что у истца возникли возражения относительно местоположения границ земельного участка, принадлежащего ответчику как правообладателю смежного земельного участка, между сторонами возник межевой спор.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В подпунктах 3 и 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указано, что в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, входит описание местоположения границ земельного участка и его площадь.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в той же редакции к числу документов, необходимых для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка относится межевой план.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в указанной редакции в случае, установленном частью 1 статьи 39 данного Закона, в текстовой части межевого плана указываются сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
В силу статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана, который необходим для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.
Частью 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).
На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
При разрешении такого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
В рассматриваемой ситуации, при наличии между сторонами межевого спора иск о признании недействительными результатов межевания земельных участков, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участках и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка, является ненадлежащим способом защиты права.
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2019 по делу N А57-23295/2018 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2019 отказано в передаче дела в судебное заседание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А57-17440/2018, N А57-18887/2018.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами, что само по себе не свидетельствует о допущенной судебной ошибке при рассмотрении настоящего спора. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иная оценка им фактических обстоятельств, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не являются основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А57-20140/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемой ситуации, при наличии между сторонами межевого спора иск о признании недействительными результатов межевания земельных участков, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участках и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка, является ненадлежащим способом защиты права.
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2019 по делу N А57-23295/2018 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2019 отказано в передаче дела в судебное заседание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N А57-17440/2018, N А57-18887/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2019 г. N Ф06-55696/19 по делу N А57-20140/2018