г. Казань |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А55-15543/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя ООО "Поволжский агрокомбинат" - Паламарчук В.В. (доверенность от 10.01.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019
по делу N А55-15543/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжский агрокомбинат" (ОГРН 1056325004768, ИНН 6325035751) к администрации городского округа Сызрань Самарской области (ОГРН 1026303059628, ИНН 6325017706) об урегулировании разногласий, с участием третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжский агрокомбинат" (далее - ООО "Поволжский агрокомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) об урегулировании разногласий по договору купли-продажи от 28.02.2019 N 7-МС земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования г.о. Сызрань Самарской области, а именно, принять редакцию первого абзаца пункта 2.1 договора купли-продажи от 28.02.2019 N 7-МС земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городского округа Сызрань Самарской области в редакции покупателя: "Цена земельного участка определена в соответствии с пунктом 3 и пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и составляет из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельного участка 189 795 руб. 91 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской Области (далее - ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019, урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка, пункт 2.1 договора принят в следующей редакции: "Пункт 2.1. - цена земельного участка составляет 189 795 руб. 91 коп. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость".
Суды двух инстанций, удовлетворяя исковые требования, признали обоснованными доводы о том, что цена выкупаемого земельного участка подлежит установлению в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
В кассационной жалобе администрации, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, считает, что цена земельного участка подлежит исчислению в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка при предоставлении земельного участка лицам, переоформившим права на земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования, тогда как цена в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка применяется для собственников зданий, сооружений либо помещений в них не указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Сызрань Самарской области (далее - Порядок).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Поволжский агрокомбинат" возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Поволжский агрокомбинат" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101027:218 был передан из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования городской округ Сызрань, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости N 63-63/008-63/008/300/2016-379/2 от 28.01.2016.
Постановлением администрации от 09.11.2018 N 3263 ООО "Поволжский агрокомбинат" было предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 17 814 кв. м расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул.К. Маркса, д. 108, который предстоит образовать в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101027:218, находящегося в муниципальной собственности.
Впоследствии в результате раздела земельного участка с кадастровым номером и проведения истцом кадастровых работ 63:08:0101027:218 была утверждена схема расположения земельного участка составленная с целью образования земельного участка с условным номером 63:08:0101027:2183У1 площадью 17 814 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.К.Маркса, д. 108. Земельному участку присвоен адрес: Самарская область, городской округ Сызрань, г.Сызрань, пер.Волжский, земельный участок N 11.
Земельный участок площадью 17 807 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 04.02.2019 с присвоением кадастрового номера 63:08:0101027:1631.
ООО "Поволжский агрокомбинат" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101027:1631 в собственность за плату.
На основании заявления общества от 14.02.2019 N 02-19/13МС Комитет направил в адрес общества проект договора купли-продажи от 28.02.2019 N 7-МС в ответ на который общество направило протокол разногласий по первому абзацу пункта 2.1 договора.
Комитетом цена земельного участка была определена в размере в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации городского округа Сызрань Самарской области от 21.12.2015 N 3894 (с изменениями, внесенными постановлением от 29.12.2018 N 3880) и составляла 3 795 918 руб. 19 коп.
ООО "Поволжский агрокомбинат" считает, что цена земельного участка подлежит исчислению в соответствии с пунктом 3 и пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и составляет из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельного участка 189 795 руб. 91 коп.
Наличие неурегулированных разногласий по цене земельного участка послужило основанием для обращения ООО "Поволжский агрокомбинат" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь пунктами 3 и 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установили выкупную цену в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление земельных участков после 01.03.2015 осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В пункте 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании положений статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Исключительное право на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)) предусмотрено, что с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.
При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ достаточно установить факт своевременного (до 01.07.2012) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 был сформулирован правовой подход к применению положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, согласно которому действие данной нормы распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что покупатель, получивший объекты недвижимости, ранее приватизированные иным лицом, относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку здания на спорном земельном участке ранее были приобретены именно в процессе приватизации государственного имущества. При этом для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Липецкой области о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости и отметил следующее.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.
По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1129-О-О).
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу судебными актами по делу N А55-1183/2018, принятых по иску администрации к ООО "Поволжский агрокомбинат", было установлено, ООО "Сызрань-хлебопродукт" приобрело указанные здания по договорам купли-продажи у ОАО "Сызранский комбинат-хлебопродукт", которому земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования, впоследствии новый собственник объектов, к которому перешел и титул на земельный участок обратился с заявлением от 12.06.2012 N 12/094 в уполномоченный орган о разделе и выкупе земельного участка в порядке приватизации.
Для приобретения собственником объекта недвижимости - земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в порядке приватизации.
Поскольку факт отчуждения объектов недвижимости (зданий и сооружений) из публичной собственности в порядке приватизации подтверждается договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 13.05.1993 N 98 и свидетельством от 25.01.1995 N 622, продажа участка, находящегося в государственной собственности осуществляется по льготной цене, в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, при этом такое право предоставляется не только первому собственнику, приватизировавшему здание, но и всем последующим, для целей применения льготной цены достаточно установления факта своевременного (до 01.07.2012) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 310-КГ14-5503.
Судебные инстанции правомерно отметили, что длительность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования была связана с объективными обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела N А55-1183/2018, связанными с уточнениями границ исходного участка.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на Порядок определения цены земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка после 01.03.2015, а также об отсутствии перехода к истцу права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не основаны на правильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом установленных в рамках других дел юридически значимых обстоятельств судебные инстанции правомерно разрешили спор в отношении испрашиваемого участка в рамках реализации собственником строения исключительного права, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ (действующей в период спорных правоотношений).
По смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определением критерии применения рыночных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, действующей до 01.03.2015 и статьей 39.20 ЗК РФ, правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости связаны с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012, если такие строения (сооружения) были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Поскольку установленные законом условия для приватизации спорного участка по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости были соблюдены, доводы органов публично правового образования не могут быть приняты во внимание.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, статьей 2 Закона N 137-ФЗ, установив, что заявление обществом было подано до 01.07.2012 года при наличии определяющих критериев для применения льготной цены и факта приобретения здания из муниципальной собственности, удовлетворили требования, определив условие договора, по которому возник спор.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 02.10.2019 по делу N А55-15543/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, действующей до 01.03.2015 и статьей 39.20 ЗК РФ, правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости связаны с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012, если такие строения (сооружения) были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, статьей 2 Закона N 137-ФЗ, установив, что заявление обществом было подано до 01.07.2012 года при наличии определяющих критериев для применения льготной цены и факта приобретения здания из муниципальной собственности, удовлетворили требования, определив условие договора, по которому возник спор."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф06-55139/19 по делу N А55-15543/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68014/20
15.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10438/20
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55139/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55139/19
02.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15227/19
07.08.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15543/19