г. Самара |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А55-15543/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019 по делу N А55-15543/2019 (судья Селиваткин П.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Поволжский агрокомбинат" (ОГРН 1056325004768, ИНН 6325035751)
к администрации городского округа Сызрань Самарской области (ОГРН 1026303059628, ИНН 6325017706)
третье лицо: территориальное управление Росимущества в Самарской области,
об урегулировании разногласий,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Паламарчук В.В., доверенность от 10.01.2019,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Поволжский агрокомбинат" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации г.о. Сызрань Самарской области об урегулировании разногласий, а именно принять редакцию первого абзаца пункта 2.1 договора купли-продажи N 7-МС земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования г.о. Сызрань Самарской области от 28.02.2019 в редакции Покупателя: "Цена земельного участка определена в соответствии с п. 3 и п. 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 1 ст. 2, п.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и составляет из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельного участка 189 795,91 руб. (сто восемьдесят девять тысяч семьсот девяносто пять рублей девяносто одна копейка)
Определением от 28.06.2019 суд первой инстанции, в порядке ст.51 АПК РФ привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019 урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка, п. 2.1 договора принят в следующей редакции:
п. 2.1. Цена земельного участка составляет 189795 руб. 91 коп. В соответствии с пп.6 п.2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость.
С Администрации городского округа Сызрань Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Поволжский агрокомбинат" взысканы расходы по госпошлине 6000 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019, администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка осуществлялась до 1 июля 2012 года. Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ льготная выкупная цена была установлена до 1 января 2016года. Кроме того, заявитель полагает, что поскольку объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, приобретены не в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, а по договору купли-продажи недвижимости, заключенному между двумя коммерческими организациями. Следовательно, Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" применению не подлежит. Также заявитель считает, что применение льготной выкупной цены противоречит требованиям действующего законодательства. Выкупная цена должна определяться в порядке, установленном органом местного самоуправления в силу п.2 ст.39.4. ЗК РФ. Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов утвержден Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 21.12.2015 N 3894 (с изм. Постановления N 3880 от 29.12.2018). Заявитель полагает, что заявление истца, поданное в уполномоченный орган 07.06.2012, содержало просьбу о предоставлении земельного участка в порядке приватизации под объектами недвижимости, что истец не обращался до 01.07.2012 с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, о различной правовой природе этих заявлений. Также ответчик указывает, что истец злоупотреблял своими правами, не переоформляя права на земельный участок и не уплачивая за него плату, поскольку двойной кадастровый учет, воспрепятствовавший предоставлению земельного участка на основании заявления истца от 07.06.2012, был устранен в 2013 году (в момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу А55-17312/2012).
От ответчика в суд апелляционной инстанции поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, по основаниям в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101027:218 был передан из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования городской округ Сызрань, что подтверждается записью в ЕГРН N 63-63/008-63/008/300/2016-379/2 от 28.01.2016.
На основании заявления истца постановлением Администрации городского округа Сызрань от 09.11.2018 N 3263 ответчику было предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 17 814 кв.м, местоположением: Самарская область, г.Сызрань, ул.К.Маркса, д. 108, который предстоит образовать в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101027:218, находящего в муниципальной собственности. Утверждена схема расположения земельного участка, составленная с целью образования земельного участка с условным номером 63:08:0101027:2183У1 площадью 17814 кв.м, местоположением: Самарская область, г.Сызрань, ул.К.Маркса, д. 108 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101027:218. Земельному участку присвоен адрес: Самарская область, городской округ Сызрань, г.Сызрань, пер.Волжский, земельный участок N 11.
Истцом проведены были кадастровые работы. Земельный участок площадью 17807 кв.м органом регистрации поставлен на государственный кадастровый учет 04.02.2019, присвоен кадастровый номер 63:08:0101027:1631.
Истец обратился в Комитет имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с КН 63:08:0101027:1531 в собственность за плату. В установленный законом срок проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, был направлен истцу для его подписания.
Цена земельного участка комитетом была определена в размере 3 795 918,19 руб. - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 21.12.2015 N 3894 (с изм. Постановлением N 3880 от 29.12.2018).
Наличие неурегулированных разногласий по цене земельного участка послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Анализируя обстоятельства дела руководствуясь пунктами 3 и 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также выводами, содержащимися в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 14649/08, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 310-КГ14-5503, суд первой инстанции установил выкупную цену в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104 сформирован следующий правовой подход по применению п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ и п.1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ: в силу п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу п.1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
То обстоятельство, что в момент обращения истца с указанным заявлением являлось ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, а не ответчик, правового значения не имеет.
Факт надлежащего обращения истца в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением на предоставление в собственность земельного участка до 01.07.2012 установлен вступившим в законную силу решением арбитражного суд Самарской области по делу N А55-1183/2018 от 15.10.2018, оставленном в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 и постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2019.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2015 по делу N 310-КГ14-5503 сформулирована следующая правовая позиция. Из буквального содержания п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ следует, что до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене I осуществлялась юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении только ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Пунктом 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п.1 ст. 2 данного Федерального закона, в том числе в случае, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Исходя из положений п. 2.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.
Ссылки ответчика на порядок определения цены земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка после 01.03.2015, а также довод ответчика о отсутствии перехода к истцу права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком также являются необоснованными, поскольку в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления о выкупе, предусмотрено, что в соответствии с данным пунктом до 1 июля 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения либо если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 г.
При этом право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных объектов недвижимости независимо от того, приобрел ли он недвижимость при приватизации или в результате последующих сделок (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г.).
Аналогичный подход отражен в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
Довод жалобы о том, что судом не учтена позиция ВС РФ, сформулированная в Определении ВС РФ от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791, также не состоятелен, поскольку судом данная позиция учтена, и в решении указано, что истец заявлением от 01.06.2012 обратился в уполномоченный орган ТУ Росимущества Самарской области с заявлением о разделе земельного участка и предоставлении его в собственность в сроки, установленные законом (до 01.07.2012). Длительность раздела земельного участка связана с объективными обстоятельствами, наличие двойного кадастрового учета земельного участка, уточнением площади, а в дальнейшем передачей его в муниципальную собственность. При этом истец, исполняя обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и имея право выбора - заключать договор аренды или выкушать, принял все меры к решению данного вопроса, что подтверждается материалами дела и постановлением администрации г.о. Сызрань от 09.11.2018 N 3263 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, ООО "Поволжский агрокомбинат" в собственность за плату", принятого по результатам неоднократных обращений общества.
Доводы ответчика о том, что заявление истца, поданное в уполномоченный орган 07.06.2012, содержало просьбу о предоставлении земельного участка в порядке приватизации под объектами недвижимости, что истец не обращался до 01.07.2012 с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, о различной правовой природе этих заявлений, не основаны на нормах законодательства, регулирующего порядок определения цены земельного участка.
Довод ответчика о том, что двойной кадастровый учет, воспрепятствовавший предоставлению земельного участка на основании заявления истца от 07.06.2012, был устранен в 2013 году (в момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу А55-17312/2012), и что истец злоупотреблял своими правами, не переоформляя права на земельный участок и не уплачивая за него плату, не относится к предмету спора, поскольку вопрос о взыскании с ответчика платы за пользование земельным участком был рассмотрен арбитражным судом в другом деле (А55-1183/2018).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2019 по делу N А55-15543/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15543/2019
Истец: ООО "Поволжский агрокомбинат"
Ответчик: Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Третье лицо: ТУ Росимущества в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68014/20
15.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10438/20
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55139/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55139/19
02.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15227/19
07.08.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15543/19