г. Казань |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А65-10687/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Загидуллиной Е.Р., доверенность от 21.05.2019,
ответчика - Хисматуллиной К.Л., доверенность от 10.01.2019, Сафина Р.Р., доверенность от 29.10.2019, Поповой Е.Е., доверенность от 16.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019
по делу N А65-10687/2019
по заявлению акционерного общества "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630), Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительным предписания N 35/7 от 28.02.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Управление Росприроднадзора по РТ) о признании недействительным предписания от 28.02.2019 N 35/7.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2019, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019, заявленные требования удовлетворены, предписание Управления Росприроднадзора по РТ от 28.02.2019 N 35/7 признано недействительным. На Управление Росприроднадзора РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Татэнерго". С Управления Росприроднадзора по РТ в пользу АО "Татэнерго" взыскано 3000 руб. в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
Управление Росприроднадзора по РТ, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве АО "Татэнерго", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по РТ проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Татэнерго". По результатам проверки 28.02.2019 составлен акт проверки N 35, в котором отражен факт нарушения требований статей 35, 39, пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ).
На основании указанного акта проверки Управлением Росприроднадзора по РТ 28.02.2019 выдало заявителю предписание N 35/7 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Пунктом 1 предписания заявителю вменено нарушение требований статей 35, 39, Закона N 7-ФЗ, статьи 19 Закона N 96-ФЗ, выразившееся в предоставлении недостоверной информации о проводимых мероприятиях в ходе полученных при наступлении неблагоприятных метеоусловий (прогнозов о НМУ) для источников выбросов вредных веществ, а именно: на филиалах АО "Татэнерго" КТЭЦ-1, КТЭЦ-2, ЗГРЭС, НчТЭЦ имеется несоответствие отчетов о проводимых мероприятиях в периоды наступления НМУ, предоставляемых в Управление Росприроднадзора по РТ с первичными данными в журнале "Регистрации предупреждений (оповещения) о НМУ.
Пунктом 2 предписания обществу вменено нарушение пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, выразившееся в не обеспечении предоставления полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:
- в заявлении о постановке на государственный учет Казанская ТЭЦ-1 было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.П7.94.16.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 11 290,997 т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 12 579,437 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Казанская ТЭЦ-2 было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.07.224.14.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 8 848,923 8т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 1685,437 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Набережночелнинская ТЭЦ было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.10.93.16.60. Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 34 436,184т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 3768,016 т/г;
- в заявлении о постановке на государственный учет Заинская ГРЭС было указано разрешение на выброс загрязняющих веществ N В.31.95.16.59.
Согласно этому разрешению в атмосферный воздух выбрасывается 48 538,274т/г загрязняющих веществ. Однако, в заявке был указан суммарный выброс 8 526,8648т/г.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Судами установлено, что планы мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ филиалов АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2, Заинская ГРЭС, Набережночелнинская ТЭЦ разработаны и согласованы с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минэкологии РТ). В филиалах общества изданы приказы и назначены ответственные за проведение мероприятий по сокращению выбросов при НМУ, предоставлению соответствующих отчетов по НМУ. Приказы также утверждают алгоритм действий персонала при получении прогнозов НМУ, а именно: начальник смены станции фиксирует текст сообщения в журнале "Регистрация предупреждений (оповещений) о НМУ", передает информацию начальникам смен цехов, которые непосредственно ответственны за выполнение мероприятий. В цехах проводятся работы согласно плану мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ, разработанному для каждого филиала и согласованному Минэкологии РТ.
Для подтверждения результативности выполненных мероприятий, режимной группой филиала согласно "План-графику контроля на источниках выбросов в период НМУ" проводятся замеры и расчеты выбросов загрязняющих веществ до наступления НМУ и после выполненных мероприятий. По результатам выполненных работ составляется отчет о проведении мероприятий в период НМУ и посылается в Управление Росприроднадзора по РТ.
Судами отмечено, что форма и содержание отчета действующим законодательством не установлена, нормативный правовой акт, регулирующий формирование отчета отсутствует, а форма журнала регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ утверждена РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях".
Придя к выводу, что журналы регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ в АО "Татэнерго" ведутся в соответствии с утвержденной формой и в журналах "Регистрация предупреждений (оповещений) о НМУ" и отчетах о проведении мероприятий в период НМУ информация не противоречит друг другу (в отчетах информация содержится в более развернутом, расширенном варианте, чем в журнале "Регистрации предупреждений (оповещения) о НМУ"), а наличие в отчетах более полной информации не противоречит действующему законодательству, суды указали, что АО "Татэнерго" выполняются требования, установленные статьей 19 Закона N 96-ФЗ и статьями 35, 39 Закона N 7-ФЗ, а именно: планы мероприятий филиалов по сокращению выбросов в период НМУ утверждены и согласованы со специально уполномоченным органом, при получении прогнозов НМУ мероприятия выполняются, отчеты составляются и направляются в Управление Росприроднадзора по РТ, то есть вмененное АО "Татэнерго" нарушение данных норм отсутствует.
Судами установлено, что все объекты негативного воздействия АО "Татэнерго" были поставлены на учет в конце декабря 2016 года (заявки направлены в Управление Росприроднадзора по РТ 20.12.2016 исх.N 398-18/7617). В заявках указаны фактические выбросы на момент подачи заявки и сведения о разрешениях на выбросы (реквизиты, орган выдавший разрешение, срок действия), действовавших на момент ее подачи, а именно: КТЭЦ-1: разрешение от 21.06.2016 NВ.П7.94.16.60 сроком до 02.06.2021, выдан Управлением Росприроднадзора по РТ; КТЭЦ-2: разрешение от 15.10.2014 NВ.07.224.14.60 сроком до 18.09.2019, выдан Управлением Росприроднадзора по РТ; НЧТЭЦ: разрешение от 21.06.2016 NВ.10.93.16.60 сроком до 02.06.2021, выдан Управлением Росприроднадзора по РТ; ЗГРЭС: разрешение от 21.06.2016 N В.31.95.16.59 сроком до 26.05.2021, выдан Управлением Росприроднадзора по РТ.
По результатам рассмотрения заявок Управлением Росприроднадзора по РТ объекты поставлены на государственный учет, о чем выданы свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: КТЭЦ-1 N AO QKOIS4 от 26.12.2016, КТЭЦ-2 - N AOTKOZH5 от 23.12.2016, НчТЭЦ - N AOQOOLNP от 23.12.2016, ЗГРЭС - N AOQOOKQ9 от 26.12.2016.
Судами отмечено, что при постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух указываются на момент представления заявки; доказательств того, что на момент подачи заявки сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух были недостоверными, в материалах дела отсутствуют.
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится только один раз, что и было сделано АО "Татэнерго" в декабре 2016 года. Повторная постановка на учет таких объектов действующим законодательством не предусмотрена. В случае необходимости внесения изменений в учетные данные об объекте пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрена актуализация сведений, являющаяся самостоятельной процедурой при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Однако, несоблюдение данной процедуры обществу оспариваемым предписанием не вменялось.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу, что доказательств нарушения филиалами АО "Татэнерго" КТЭЦ-1, КТЭЦ-2, НчТЭЦ, ЗГРЭС пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ в материалы дела не представлено, а, следовательно, пункт 2 оспариваемого предписания является незаконным, признали недействительным оспариваемое предписание от 28.02.2019 N 35/7 в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора по РТ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А65-10687/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится только один раз, что и было сделано АО "Татэнерго" в декабре 2016 года. Повторная постановка на учет таких объектов действующим законодательством не предусмотрена. В случае необходимости внесения изменений в учетные данные об объекте пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрена актуализация сведений, являющаяся самостоятельной процедурой при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Однако, несоблюдение данной процедуры обществу оспариваемым предписанием не вменялось.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу, что доказательств нарушения филиалами АО "Татэнерго" КТЭЦ-1, КТЭЦ-2, НчТЭЦ, ЗГРЭС пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ в материалы дела не представлено, а, следовательно, пункт 2 оспариваемого предписания является незаконным, признали недействительным оспариваемое предписание от 28.02.2019 N 35/7 в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф06-55595/19 по делу N А65-10687/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55595/19
23.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14826/19
25.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-10687/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-10687/19