г. Казань |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А49-13642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участи представителя:
общества с ограниченной ответственностью "СпецТранс" - Тюриной О.Н. (доверенность от 05.09.2019)
в отсутствие:
Управления муниципального имущества администрации города Пензы - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества администрации города Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019
по делу N А49-13642/2018
по иску Управления муниципального имущества администрации города Пензы, г.Пенза, к обществу с ограниченной ответственностью "СпецТранс" (ОГРН 1195835000570, ИНН 5837074840), г.Пенза, о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества администрации города Пензы (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление благоустройства и очистки" (далее - ООО "УБиО") о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 28.03.2007 N 7829 за период с августа 2015 года по сентябрь 2018 года в сумме 30 752 847 руб. 71 коп. и пени за период с 07.04.2007 по 28.09.2018 в размере 113 588 руб. 30 коп.
Определением арбитражного суда Пензенской области от 29.01.2019 произведена замена ответчика ООО "УБиО" на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "СпецТранс" (далее - ООО "СпецТранс", общество, ответчик).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "СпецТранс", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Управление о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части, а дело в отменной части направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, правопреемником которого является Управление, (арендодатель) и ООО "УБО", правопреемником которого является ООО "СпецТранс", (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 28.03.2007 N 7829, по условиям которого обществу в аренду сроком до 28.10.2007 предоставлен земельный участок площадью 214 316,00 кв.м с кадастровым номером 58:29:02001003:5276, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Осенняя, 1, занимаемый нежилыми зданиями: конторой, гаражом-складом, сторожевой будкой, территорией для захоронения и утилизации твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.5 договора аренды от 28.03.2007 N 7829 арендная плата составляет 14 748 руб. 16 коп. в месяц, 176 977 руб. 87 коп. в год и вносится арендатором ежемесячно в сумме не менее месячного арендного платежа до 5-го числа месяца, за который производится платеж.
Согласно пункту 3.4 договора аренды от 28.03.2007 N 7829 арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области, города Пензы, регулирующих исчисление размера арендной платы за пользование землей, а также при изменении вида деятельности арендатора (в рамках целей использования участка в соответствии с п. 1.2 Договора). Новый размер арендной платы устанавливается с момента указанного в уведомлении о внесении соответствующих изменений в договор либо с момента опубликования в средствах массовой информации соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Земельный участок передан ООО "УБО" по акту приема-передачи от 28.03.2007.
Дополнительным соглашением сторон от 21.07.2009 пункт 1.2 договора аренды от 28.03.2007 N 7829 изложен в новой редакции: участок предоставляется из состава земель населенных пунктов площадью 214316 кв.м, кадастровый номер 58:29:02001003:5276, расположенный по ул. Осенняя, 1 (Железнодорожный район), занимаемый зоной специального назначения, предназначенной для захоронения и утилизации твердых бытовых отходов и нежилыми зданиями: контора, гараж-склад, сторожевая будка, а также продлен срок действия договора до 29.05.2058.
Договор аренды от 28.03.2007 N 7829 и дополнительное соглашение к нему от 21.07.2009 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем 10.08.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Управление письмом от 19.05.2014 уведомило ответчика об изменении размера арендной платы с момента получения данного уведомления, которая составляет 36 349 руб. 87 коп. в месяц, 436 198 руб. 43 коп. в год, а с 01.01.2015 составляет 523 438 руб. 11 коп. в год и 43 619 руб. 84 коп. в месяц. Расчет размера арендной платы с 01.01.2015 произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 290 798 950 руб. 92 коп., ставки земельного налога в размере 1,5 и коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора 0,12.
Управление направило в адрес общества уведомление от 22.08.2018 N 9/7093 об увеличении размера арендной платы с 01.01.2015 до 8 723 968 руб. 53 коп. в год, 726 997 руб. 38 коп. в месяц, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 290 798 950 руб. 92 коп., ставки земельного налога в размере 1,5 и коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора 2.
Поскольку ответчик вносил арендную плату в период с августа 2015 года по сентябрь 2018 год не в полном размере, в связи с чем у него образовалась задолженность в сумме 30 752 847 руб. 71 коп., на которую подлежат начислению пени в размере 113 588 руб. 30 коп. за период с 07.04.2007 по 28.09.2018, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Управлением пропущен срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованиям о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 28.03.2007 N 7829 за период с августа 2015 года по 19.11.2015 и пени за период с 07.04.2007 по 05.03.2015, о применении которого было заявлено ООО "СпецТранс", руководствуясь пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", отказали в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Проверив расчет, представленный истцом, суды признали его не верным, поскольку при расчете размера арендной платы Управлением применен коэффициент дифференциации в зависимости от деятельности арендатора, установленный постановлением администрации города Пензы от 08.12.2010 N 1375 "Об утверждении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за пользование земельными участками на территории г. Пензы, государственная собственность на которые не разграничена", для обслуживания прочих объектов в размере 2, тогда как необходимо было применять коэффициент дифференциации в зависимости от деятельности арендатора в размере 0,12, установленный для обслуживания кладбищ, полигонов промышленных и бытовых объектов.
Произведя перерасчет арендной платы за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года по формуле, предусмотренной пунктом 2.3.1 Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП, с применением коэффициента дифференциации в зависимости от деятельности арендатора в размере 0,12, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что с учетом оплаченной за спорный период обществом аренной платы, у ООО "СпецТранс" отсутствует задолженность по арендной плате по договору аренды от 28.03.2007 N 7829, руководствуясь статьей 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказали Управлению в удовлетворении исковых требований в данной части.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП утвержден Порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, вступившим в законную силу с 20.10.2015, утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также признано утратившим силу постановление Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП.
Таким образом, с 20.10.2015 в Пензенской области определен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП.
Пунктом 3 постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП в редакции, действующей в спорный период, предусмотрено, что данное постановление распространяет свое действие на договоры аренды земельных участков, заключенные после вступления в силу настоящего постановления.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП не распространяется на договоры аренды, заключенные до его вступления в силу.
Между тем данный пункт не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор аренды до вступления в силу постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды после вступления в силу указанного нормативного акта, в то время как порядок расчета арендной платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558.
Таким образом, расчет арендной платы за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года, произведенный судами на основании постановления Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП, которое с 20.10.2015 утратило силу, является неверным, поскольку в указанный период времени подлежало применению при расчете арендной платы за спорный земельный участок постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 19.10.2017 по делу N А49-13013/2016, от 13.06.2018 по делу N А49-4714/2016, 19.11.2018 по делу N А49-1471/2018, от 30.07.2019 по делу N А49-11395/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 N 306-ЭС19-838.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций произведен расчет арендной платы за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года на основании постановления Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП, утратившего силу с 20.10.2015, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 в части отказа во взыскании задолженности по арендной плате за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года и пени за период с 20.11.2015 по 28.09.2018 отменить.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А49-13642/2018 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А49-13642/2018 отменить в части отказа Управлению муниципального имущества администрации города Пензы во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СпецТранс" задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 28.03.2007 N 7829 за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года и пени за период с 20.11.2015 по 28.09.2018.
В отмененной части дело N А49-13642/2018 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А49-13642/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП не распространяется на договоры аренды, заключенные до его вступления в силу.
Между тем данный пункт не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор аренды до вступления в силу постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды после вступления в силу указанного нормативного акта, в то время как порядок расчета арендной платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 по делу N 306-ЭС14-6558.
Таким образом, расчет арендной платы за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года, произведенный судами на основании постановления Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП, которое с 20.10.2015 утратило силу, является неверным, поскольку в указанный период времени подлежало применению при расчете арендной платы за спорный земельный участок постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 19.10.2017 по делу N А49-13013/2016, от 13.06.2018 по делу N А49-4714/2016, 19.11.2018 по делу N А49-1471/2018, от 30.07.2019 по делу N А49-11395/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 N 306-ЭС19-838.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций произведен расчет арендной платы за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года на основании постановления Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП, утратившего силу с 20.10.2015, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 в части отказа во взыскании задолженности по арендной плате за период с 20.11.2015 по сентябрь 2018 года и пени за период с 20.11.2015 по 28.09.2018 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф06-54502/19 по делу N А49-13642/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54502/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54502/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54502/19
23.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8651/19
15.04.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-13642/18