г. Казань |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А65-12907/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019
по делу N А65-12907/2019
по заявлению акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - заявитель, АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о признании незаконными действий Управления Росреестра по РТ, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12, о признании бездействия Управления Росреестра по РТ, выразившегося в неуведомлении АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" о снятии с кадастрового учета земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, об обязании восстановить в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011911:12, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Королева, д.8 (по первоначальному требованию).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя уточнила заявленные требования и просила суд признать незаконными действия Управления Росреестра по РТ, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязать восстановить в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011911:12, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Королева, д.8.
Суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворил ходатайство представителя заявителя и принял уточненные требования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019, ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления Росреестра по РТ, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12, и обязал Управление Росреестра по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по РТ просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 8, право собственности на который зарегистрировано Управлением Росреестра по РТ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2010 сделана запись регистрации N 16-16-22/021/2010-252.
Земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование).
Согласно выписке из реестра 19.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование) поставлен на государственный кадастровый учет за N 16-16-22/021/2010-254 со следующими характеристиками: кадастровый номер 16:49:000000:5 (единое землепользование), категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 3763 +/- 536.75 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", состав земельного участка: 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028.
20 марта 2019 года Управлением Росреестра по РТ проведено регистрационное действие в виде снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12 в результате исполнения решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018.
По мнению Управления Росреестра по РТ, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 было постановлено "Обязать Управление Росреестра по РТ снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), зарегистрированный 19.04.2010 за номером N 16-16-22/021/2010-254 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности (ЭПТК "Микрорайон Мирный"), признав земельные участки с кадастровыми номерами: 16:49:011907:10; 16:49:011911:12; 16:49:011906:11; 16:49:011912:17; 16:49:011914:34; 16:49:011905:5; 16:49:011916:28; 16:49:011912:12; 16:49:011909:3; 16:49:011914:19; 6:49:011910:1; 16:49:011914:5 в качестве самостоятельных объектов недвижимости". Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018 в требованиях заявителя о признании обособленных участков самостоятельными объектами недвижимости было отказано. В остальной части решение арбитражного суда оставлено в силе.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12 снят с кадастрового учета незаконно, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости по общему правилу осуществляются одновременно.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в редакции, действующей до 01.01.2017, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Ранее аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируются Законом N 218-ФЗ.
Названный закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно пункту 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в реестр сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований удовлетворения заявленных требований и мотивировали судебные акты тем, что 19.04.2010 регистрирующим органом на основании Плана приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утвержденного постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 N 84 (далее - План приватизации), поставлен на учет и выдано свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:0012 как самостоятельный земельный участок.
На основании указанного Плана земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12 был передан заявителю на праве собственности. План приватизации в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
Земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12, который принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о государственной регистрации права, входил в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5.
Заявитель является единственным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5, и правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12, права на которые были зарегистрированы как на самостоятельные объекты недвижимости. Прав иных лиц на данные земельные участки не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд кассационной инстанции по делу N А65-14662/2018 пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования в части обязания ответчика снять с кадастрового участка земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует. Данный земельный участок - это совокупность самостоятельных земельных участков в различных частях г. Зеленодольска. Этот участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости.
Принятием оспариваемых судебных актов достигнута правовая определенность в отношении прав общества на спорные земельные участки.
При этом суды первой и апелляционной инстанций привели в оспоренных судебных актах анализ всех доказательств, представленных в дело, на которые сослался заявитель в кассационной жалобе.
Ссылка Управления Росреестра по РТ на пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (далее - Правила), в силу которого несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера, является ошибкой, поскольку такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку мог быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование, являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.
В данном случае земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 не имел и не имеет общих границ, и как указывалось выше, находится в различных районах г. Зеленодольска, поэтому присвоение единого кадастрового номера земельному участку с кадастровым номером 16:49:011911: 12 противоречило названному пункту Правил.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что у Управления Росреестра по РТ отсутствовали основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12 с кадастрового учета, который принадлежит заявителю на праве собственности и является самостоятельным земельным участком.
Кроме того, судебными актами по делу N А65-14662/2018 было установлено, что указанный земельный участок не имел и не имеет общих границ со смежными участками, входящими в единое землепользование с кадастровым номером 16:49:000000:5, поэтому присвоение единого кадастрового номера земельному участку с кадастровым номером 16:49:011911: 12 и единому землепользованию противоречит пункту 5 Правил.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
В обжалованных судебных актах отражена позиция суда кассационной инстанции, который обратил внимание ответчика, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 (определением Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2019 N 306-ЭС19-7356 отказано в передачи) не содержит выводов о необходимости снятия с кадастрового учета иных земельных участков.
С учетом вышеизложенного суды пришли к верному выводу, что действия Управления Росреестра по РТ, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011911:12, не основаны на нормах права, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011911:12, который принадлежит заявителю на законных основаниях как самостоятельный объект недвижимости.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда уполномоченным органом не предоставлено в материалы дела.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций, правильно установили обстоятельства по делу, верно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А65-12907/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Управления Росреестра по РТ на пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (далее - Правила), в силу которого несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера, является ошибкой, поскольку такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку мог быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование, являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы.
...
В обжалованных судебных актах отражена позиция суда кассационной инстанции, который обратил внимание ответчика, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 (определением Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2019 N 306-ЭС19-7356 отказано в передачи) не содержит выводов о необходимости снятия с кадастрового учета иных земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 декабря 2019 г. N Ф06-56063/19 по делу N А65-12907/2019