г. Казань |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А55-35288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя -Меняев А.В., доверенность от 15.01.2020,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019
по делу N А55-35288/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" и Мордовиной Марии Вячеславовны к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва, Министерства культуры Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, г. Москва, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара, Главы городского округа Самара, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа от 22.06.2018 N 3/2802,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Контраст плюс" (далее - ООО "Контраст плюс", общество, заявитель) и Мордовина Мария Вячеславовна (далее - Мордовина М.В.) обратились в Арбитражный суд Самарской области с требованием к Министерству строительства Самарской области (далее - Минстрой Самарской области) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство на объект капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226", выраженного в Уведомлении об отказе в предоставлении услуги Минстроя Самарской области от 22.06.2018 N 3/2802 и обязании Минстроя Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контраст плюс", Мордовиной М.В, путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявление ООО "Контраст плюс" и Мордовиной М.В. удовлетворено, признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на строительство на объект капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226, выразившийся в Уведомлении об отказе в предоставлении услуги Министерства строительства Самарской области от 22.06.2018 N 3/2802, возложена обязанность на Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контраст плюс", Мордовиной М.В, путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Минстрой Самарской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2019 оставить в силе.
В отзыве ООО "Контраст плюс", полагая постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме ООО "Контраст плюс") в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 14.01.2020 объявлялся перерыв до 16.01.2020 до 11 час. 50 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ООО "Контраст плюс", проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Контраст плюс" и Мордовина М.В. обратились в Минстрой Самарской области (входящий N 6581 от 18.06.2018) за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирные жилые дома 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами" 1-я очередь строительства. Секции 1, 2, 3, 4 с двухуровневым подземным паркингом", расположенного по адресу: Самарская область г. Самара. Самарский район, ул. Молодогвардейская, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0814002:1226.
Согласно Уведомлению Минстроя Самарской области от 22.06.2018 N 3/2802 заявителям отказано в предоставлении государственной услуги - выдаче разрешения на строительство. В качестве оснований для отказа Минстрой Самарской области ссылается на расположение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 в границах:
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1922-1924 гг. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот";
- охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Особняк Шихобаловых, 1890-е годы, арх. Щербачев А.А.";
- охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дом
Неклюдиной, 2-я пол. XIX в.";
- территории и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Винный склад Иванова";
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Дом О.Е. Кулакова";
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Казначейство".
Считая отказ Минстроя Самарской области нарушающим права и законные интересы общества и Мордовиной М.В. в экономической сфере, заявители обратились в арбитражный суд, указывая, что ими получено положительное заключение негосударственной экспертизы от 13.10.2016 N 76-2-1-3-0149-16 на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами, расположенный по ул. Молодогвардейской в Самарской области, городской округ Самара".
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Разрешением на строительство подтверждается соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и предоставляется застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в том числе, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по заявлению общества был подготовлен и распоряжением руководителя Департамента от 23.09.2014 N РД-1210 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, с кадастровым номером 63:01:0814002:1175, площадью 1,6311 га.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.08.2016, вступившим в законную силу по гражданскому делу N 2-2113/16, установлен юридический факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1175 и объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 площадью 16 311 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, являются одним и тем же объектом, кадастровый номер 63:01:0814002:1175 объекта недвижимости является предыдущим к кадастровому номеру 63:01:0814002:1226.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, утвержденном распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.09.2014 N РД-1210, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 расположен в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей).
Суд первой инстанции указал, что градостроительными регламентами указанной зоны определены разрешенные виды использования земельных участков, где многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города - основной вид разрешенного использования, многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города - условно разрешенный вид использования, однако, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка у заявителей отсутствует.
Суд первой инстанции отметил, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 13.06.2017 N РД-1451 в соответствии с решением Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/2016 в градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением Департамента от 23.09.2014 N РД-1210, внесены изменения в части исключения из него сведений об обозначении границ охранных зон объектов культурного населения и информации о градостроительных регламентах таких зон.
Суд первой инстанции, указав, что несоответствие проектной документации требованиям к строительству в пределах охранных зон объектов культурного наследия, действующим на дату выдачи разрешения на строительство, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, пришел к выводу, что Минстроем Самарской области данное обстоятельство обоснованно указано в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Минстроем Самарской области принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей.
Суд апелляционной инстанции указал, что указанный довод противоречит имеющимся в деле доказательствам, в том числе, вступившему в законную силу решению суда Самарского района г. Самары от 19.08.2016 по административному делу N 2а-2221/16, оставленному без изменений апелляционным определением Самарского областного суда от 31.03.2017, согласно которому из градостроительного плана N RU63301000-2340 земельного участка Заявителей исключена информация об обозначении границ охранных зонах культурного наследия. Данное решение было фактически исполнено Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 13.06.2017 N РД -1451. Откорректированный на основании указанного судебного акта градостроительный план земельного участка Заявителей не отменен, является действующим, содержащим актуальную информацию о разрешенном использовании соответствующего земельного участка, предельных параметрах объекта капитального строительства в границах территориальной зоны.
Кроме того, отметил суд апелляционной инстанции, ни в Правилах застройки и землепользования г. Самары, ни в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений об охранных зонах в отношении участка заявителей. Сведения об охранных зонах отсутствуют также и в градостроительном плане земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости от 03.08.2018 какие-либо ограничения (обременения) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Молодогвардейская, кадастровый номер 63:01:0814002:1226, отсутствуют (не зарегистрированы).
Суд апелляционной инстанции отметил, что по актуальным данным от 25.06.2019 Единого государственного реестра недвижимости (реестра прав) на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 зарегистрировано лишь право общей долевой собственности, участниками которой являются Заявители, и залог доли ООО "Контраст плюс" в пользу АО "КОШЕЛЕВ-БАНК".
Обязанность государственной регистрации сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в органе, осуществляющем деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, предусмотрена пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке направляется органом государственной власти в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в правоустанавливающих документах Заявителей и публичном реестре отсутствуют сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0814002:1226 полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объектов культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции о наличии охранных зон и их распространение на земельный участок Заявителей никакими доказательства не подтверждается; фактически обходит вступившее в законную силу решение Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2016 по данному факту, что является нарушением положений части 3 статьи 69 АПК РФ, согласно которым вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суд апелляционной инстанции учел, что заявителями было получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 76-2-1-3-0149-16 от 13.10.2016 на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом 5-16 этажей со встроенными помещениями и надземно-подземными паркингами, расположенный по ул. Молодогвардейской в Самарской области, городской округ Самара". Данный документ подтверждает соответствие планируемого строительства всем техническим и градостроительным регламентам.
Отметив, что в перечень исторических поселений регионального значения Самарской области включена только часть территории городского округа Сызрань, а территория, где заявителями запланировано строительство, ни в какие перечни не внесена, суд апелляционной инстанции оспариваемый заявителями отказ в выдаче разрешения на строительство признал незаконным.
В кассационной жалобе Минстрой Самарской области оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, настаивая на своих доводах, изложенных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что территория, где заявителями запланировано строительство, находится в пределах охранных зон объектов культурного наследия.
Доводы кассационной жалобы, по которым Минстрой Самарской области не согласен с оспариваемым судебным актом, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка в обжалуемом судебном акте.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
В постановлении суда апелляционной инстанции приведены мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления уда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А55-35288/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешением на строительство подтверждается соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и предоставляется застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в том числе, несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
...
Обязанность государственной регистрации сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в органе, осуществляющем деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, предусмотрена пунктом 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке направляется органом государственной власти в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2020 г. N Ф06-56577/19 по делу N А55-35288/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 372-ПЭК20
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56577/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15623/19
09.08.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-35288/18