г. Казань |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А57-5315/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального оператора Акционерного общества "Управление отходами"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019
по делу N А57-5315/2019
по заявлению Регионального оператора Акционерного общества "Управление отходами" по Саратовской области (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184) о признании недействительным предостережения N 345 от 06.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Региональный оператор Акционерного общества "Управление отходами" по Саратовской области (далее - заявитель, Общество, Региональный оператор АО "Управление отходами") с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, Управление) N 345 от 06.12.2018 года о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2019 в удовлетворении заявленных АО "Управление отходами" требований отказал.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, оспариваемое предостережение вынесено Управлением в соответствии с законодательством и в пределах полномочий, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства и не нарушает права заявителя.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2019 оставлено без изменения. Апелляционная коллегия согласилась с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Региональный оператор Акционерное общество "Управление отходами", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, нормативные акты, указанные в предостережении, не нарушаются Управлением отходами; основания для выдачи предостережения отсутствуют.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение гражданина на отсутствие вывоза бытовых отходов по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, пос.Пробуждение, ул. Кооперативная, д. 39, по ул. Кооперативная в месте пересечения с улицами М.Горького и Ю.Гагарина.
11 декабря 2018 года Управлением выдано предостережение N 345, в котором указано, что в действиях (бездействии) регионального оператора АО "Управление отходами" усматриваются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". П. 8.2.4 - Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно;
2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". П. 2.2.1 - При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз); П. 2.2.9 - Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" АО "Управление отходами" выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Кроме того, указанным предостережением АО "Управление отходами" предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных вышеуказанными нормативными актами и направить уведомление об исполнении предостережения в срок до 01.03.2019.
Полагая, что предостережение от 11.12.2018 N 345 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы Региональный оператор АО "Управление отходами" обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в целях обеспечения обращения с отходами на территории Саратовской области, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено соглашение с АО "Управление отходами" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (далее - Соглашение N 1).
Согласно подпункту 1, 2 соглашение заключено по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, указанных в документации об отборе, и регулирует отношения Сторон в сфере организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области. Региональный оператор обязуется в соответствии с условиями настоящего Соглашения обеспечить на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а Уполномоченный орган обязуется обеспечить Региональному оператору условия для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
11 декабря 2018 года Управлением выдано предостережение N 345, в котором указано, что в действиях (бездействии) регионального оператора АО "Управление отходами" усматриваются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами и положениями вышеуказанных норм, суды первой инстанции пришли к выводу о том, оспариваемое предостережение вынесено управлением в соответствии с законодательством при наличии к тому оснований, предусмотренных Законом, и в пределах полномочий.
Поскольку согласно соглашению от 25.12.2017 АО "Управление отходами" является региональным оператором, ответственным за обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области Управлением Роспортебнадзора по Саратовской области правомерно выдано оспариваемое предостережение.
При этом судам установлено, что предостережение заявителем исполнено, а также факт того, что выданное предостережение каким-либо образом нарушило права заявителя не подтвержден.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Изложенные заявителем доводы о неправильном толковании судами норм материального права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права при установленных ими обстоятельствах дела.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В этой связи основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А57-5315/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2020 г. N Ф06-56755/19 по делу N А57-5315/2019