г. Саратов |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А57-5315/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального оператора Акционерного общества "Управление отходами"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года по делу N А57-5315/2019 (судья Огнищева Ю.П.),
по заявлению Регионального оператора Акционерного общества "Управление отходами" по Саратовской области (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232, 117447, г. Москва, Черемушкинская Б, д. 13, стр.4, эт. 2, пом 2, ком. 1,3,4)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.7, ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184)
о признании недействительным предостережения N 345 от 06.12.2018,
при участии в судебном заседании:
представителей Регионального оператора Акционерного общества "Управление отходами" - Колотухиной Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 11.04.2019 N 23, Воробьевой Л.В., действующей на основании доверенности от 03.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Региональный оператор Акционерного общества "Управление отходами" по Саратовской области (далее - заявитель, Общество, Региональный оператор АО "Управление отходами") с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) N 345 от 06.12.2018 года о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением от 23 июля 2019 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных АО "Управление отходами" требований отказал.
Кроме того, суд взыскал с АО "Управление отходами" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Региональный оператор АО "Управление отходами" не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 03.09.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей подателей жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения обращения с отходами на территории Саратовской области, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение с АО "Управление отходами" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (далее Соглашение N 1).
Согласно подпункту 1, 2 соглашение заключено по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, указанных в документации об отборе, и регулирует отношения Сторон в сфере организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области. Региональный оператор обязуется в соответствии с условиями настоящего Соглашения обеспечить на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а Уполномоченный орган обязуется обеспечить Региональному оператору условия для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением (том 2 л.д. 2).
В адрес Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение гражданина на отсутствие вывоза бытовых отходов по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, пос.Пробуждение, ул. Кооперативная, д. 39, по ул. Кооперативная в месте пересечения с улицами М.Горького и Гагарина.
11 декабря 2018 года Управлением выдано предостережение N 345, в котором указано, что в действиях (бездействии) регионального оператора АО "Управление отходами" усматриваются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". П. 8.2.4 - Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно;
2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". П. 2.2.1 - При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз); П. 2.2.9 - Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008. г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" АО "Управление отходами" выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
Кроме того, указанным предостережением АО "Управление отходами" предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных вышеуказанными нормативными актами и направить уведомление об исполнении предостережения в срок до 01.03.2019. Возражения или уведомление об исполнении предостережения направляется в Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по адресу: 413111, Саратовская обл., г. Энгельс, пр. Строителей, д. 4а или по электронной почте: engrpn@san.ru.
Полагая, что предостережение от 11 декабря 2018 года N 345 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы Региональный оператор АО "Управление отходами" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судом доказательствами и положениями вышеуказанных норм, пришел к выводу о том, оспариваемое предостережение вынесено Управлением в соответствии с законодательством и в пределах полномочий, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, и не нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.2 вышеуказанного Федерального закона N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в адрес Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение гражданина Меньшова В.Н. (вх. N 4224/ж от 16.10.2018 г.), проживающего по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, пос. Пробуждение, ул.Кооперативная, д. 39, кв. 7, по вопросу несоблюдения требований к месту размещения, оборудования и содержания контейнерных площадок со сроком исполнения до 15.11.2018 года.
Обращение в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" направлено в адрес Администрации Энгельсского MP для рассмотрения в рамках имеющихся полномочий, а так же, по вопросу несоблюдения требований к месту размещения и оборудования контейнерных площадок направлен мотивированный запрос на получение документированной информации: о собственнике земельных участков мест размещения контейнерных площадок, о наличии согласования органа местного самоуправления на размещение указанных в обращении контейнерных площадок; сведения об организации, на которую возложены обязательства по оборудованию контейнерных площадок; сведения об организации осуществляющей управление многоквартирным жилым домом по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, пос. Пробуждение, ул. Кооперативная, д. 39.
Администрацией Энгельсского MP даны ответы вх. N 4612/1 от 20.11.2018 г., вх. N 4845/1 от 10.12.2018 г. (том 1 л.д. 116-118), в которых сообщено что ситуация с мусороудалением взята под контроль, вывоз мусора осуществляется в соответствии с графиком. Кроме того, Администрация сообщила, что с августа 2018 года обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта обеспечивается Региональным оператором в соответствии с региональной программой.
В целях обеспечения обращения с отходами на территории Саратовской области, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение с АО "Управление отходами" об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (далее Соглашение N 1).
Согласно подпункту 1, 2 соглашение заключено по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях, указанных в документации об отборе, и регулирует отношения Сторон в сфере организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области. Региональный оператор обязуется в соответствии с условиями настоящего Соглашения обеспечить на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а Уполномоченный орган обязуется обеспечить Региональному оператору условия для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением (т. 2, л.д. 2).
11 декабря 2018 года Управлением выдано предостережение N 345, в котором указано, что в действиях (бездействии) регионального оператора АО "Управление отходами" усматриваются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". П. 8.2.4 - Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно;
2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". П. 2.2.1 - При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз); П. 2.2.9 - Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Указанным предостережением АО "Управление отходами" предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных вышеуказанными нормативными актами и направить уведомление об исполнении предостережения в срок до 01.03.2019. Возражения или уведомление об исполнении предостережения направляется в Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по адресу: 413111, Саратовская обл., г. Энгельс, пр. Строителей, д. 4а или по электронной почте: engrpn@san.ru..
Поскольку согласно соглашению от 25 декабря 2017 года АО "Управление отходами" является региональным оператором, ответственным за обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области Управлением Роспортебнадзора по Саратовской области правомерно выдано оспариваемое предостережение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами и положениями вышеуказанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, оспариваемое предостережение вынесено управлением в соответствии с законодательством и в пределах полномочий, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, и не нарушает права заявителя.
При этом суд обоснованно указал, что предостережение заявителем исполнено, а также факт того, что выданное предостережение каким-либо образом нарушило права заявителя не подтвержден.
В оспариваемом предостережении содержатся ссылки на общие нормы СанПин, которые Региональный оператор обязан соблюдать при осуществлении деятельности по соглашению от 25 декабря 2017 года, в том числе осуществлять контроль в сфере вывоза мусора, а именно: контроль за соблюдением графика вывоза мусора, контроль за тем, чтобы не скапливались отходы на контейнерных площадках.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управлением не были рассмотрены возражения Регионального оператора от 18.01.2019 N 692, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Письмо Общества N 692 от 18.01.2019, адресованное Роспотребнадзору в ответ на выданное предостережение, суд первой инстанции обоснованно квалифицировал именно как уведомление об исполнении предостережения, а не как возражения.
Согласно данному письму в установленный в предостережении срок (до 01.03.2019 г.) - общество сообщает, в т.ч. следующее:
- Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается Региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
- Территориальная схема обращения с отходами в Саратовской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22 сентября 2016 года N 707.
- Согласно 5.15. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 5 октября 2017 года N 853 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Саратовской области" подъездные пути во время вывоза твердых коммунальных отходов должны содержаться свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов не осуществляется.
- В связи с отсутствием проезда спецтехники к месту сбора твердых коммунальных отходов, расположенному по указанным в предостережении адресам в период обильного выпадения осадков, произошло единовременные изменения графика вывоза с территории данных контейнерных площадок.
- Региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов систематически направляются письма в администрацию Энгельсского муниципального района для оказания содействия в очистке подъездных путей к местам сбора твердых коммунальных отходов.
- Также сообщаю, что вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок на указанной территории осуществляется согласно графику. Все заявки (обращения, жалобы) по фактам ненадлежащего вывоза твердых коммунальных отходов, поступившие в адрес Регионального оператора, немедленно рассматриваются.
- Региональным оператором АО "Управление отходами" установлено, что оператором по вывозу твердых коммунальных отходов с территории Энгельсского муниципального района Саратовской области ООО "Днепр.Смоленский регион" 12 и 13 декабря 2018 года проведены мероприятия по вывозу твердых коммунальных отходов с территории вышеуказанных контейнерных площадок Новопушкинского муниципального образованию Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, в указанном письме Региональный оператор АО "Управление отходами" подтвердило в том числе, что по фактам ненадлежащего вывоза твердых коммунальных отходов заявки поступают и рассматриваются, а также, что ООО "Днепр.Смоленский регион" 12 и 13 декабря 2018 года проведены мероприятия по вывозу твердых коммунальных отходов с территории спорных контейнерных площадок.
С учетом изложенного, в указанном письме содержится информация по исполнению выданного предостережения, возражений или несогласия с указанными в предостережении нормами законодательства или требованиями не содержится.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выданное предостережение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, основаны на ошибочном толковании законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года по делу N А57-5315/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5315/2019
Истец: АО Региональный оператор Управление отходами
Ответчик: Управление по СО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека