г. Казань |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А55-1505/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Сатубалдиевой А.В. (доверенность от 01.01.2020),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019
по делу N А55-1505/2019
по заявлению акционерного общества "Самаранефтегаз" (ОГРН 1026300956990, ИНН 63152291) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Вавилон", общества с ограниченной ответственностью "Плато", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 22.10.2018 N 15-07-26-36242,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - АО "Самаранефтегаз") обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента управления имуществом городского округа Самара, изложенное в письме от 22.10.2018 N 15-07-26-36242, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9, площадью 24 127 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Октябрьский район, ул. Санфировой, 95В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Самаранефтегаз" просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 21.01.2020 объявлен перерыв до 13 часов 35 минут 28.01.2020. Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 28.01.2020 в 13 часов 35 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0643004:9 находятся объекты недвижимости, принадлежащие АО "Самаранефтегаз" на праве собственности: Нежилое здание (склад 7Д лакокрасок), литера Е, кадастровый номер 63:01:0643004:411, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N 649344, Нежилое здание (склад 1-5-8), литера Ю, кадастровый номер 63:01:0643004:405, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N 649343, Нежилое здание (склад временного хранения 6а, 7а, 76) литера Щ1, кадастровый номер 63:01:0643004:415, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N649345, Нежилое здание (здание материальный склад 5,6), литера Щ, кадастровый номер 63:01:0643004:400, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572272, Нежилое здание (материальный склад красок), литера Ч, кадастровый номер 63:01:0643004:408, свидетельство о государственной регистрации нрава от 16.07.2002 серии 63-АА N572282, Нежилое здание (Материальный склад пропан), литера Ц, кадастровый номер 63:01:064304:1379, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572280, Нежилое здание (Гараж на 15 стоянок автомашин), литеры Х,Х1, кадастровый номер 63:01:0643004:397, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572279, Нежилое здание (Кузница с заплетным отделом), литера Ф, кадастровый номер 63:01:0643004:416, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572276, Нежилое здание (Здание пожарно-насосный пост), литеры С, О, кадастровый номер 63:01:0643004:1378, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572273, Сооружение, литера I, II, кадастровый номер 63:01:0643004:1382, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о государственной регистрации права от 04.02.2003 серии 63-АЛ N790881, Нежилое здание (материальный склад химической посуды), литера Р, кадастровый номер 63:01:0643004:412, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о государственной регистрации права от 22.07.2002 серии 63-АА N581679, Нежилое здание (сварочная мастерская), литеры В, Bl, В2, кадастровый номер 63:01:0643004:396, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572277, Нежилое здание (токарская мастерская), литера Д, Д1, Д2, ДЗ, кадастровый номер 63:01:0643004:421, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572275, Нежилое здание (материальный склад N3), литера Ж, кадастровый номер 63:01:0643004:402, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572281, Нежилое здание (Душевая), литера И, кадастровый помер 63:01:0643004:407, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572278, Нежилое здание (Здание конторы), литера П, П1, кадастровый номер 63:01:0643004:395, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572283, Нежилое здание (кирпичный склад N2), литера Я, Я1, кадастровый помер 63:01:0643004:1383, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N572274 (т.1, л.д. 16-32).
Данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Куйбышевской базе управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием объединения "Куйбышевнефть" на основании свидетельства от 03.08.1992 N 678, правопреемником которого является АО "Самаранефтегаз".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2014 по делу N А55-27099/2013 установлено право постоянного бессрочного пользования, возникшее у ОАО "Самаранефтегаз" на основании свидетельства от 03.08.1992 N 678 с учётом постановления от 29.12.2005 N 4045, уточнившего границы фактически занимаемых им земельных участков, является в настоящее время юридически действительным вне зависимости от факта его государственной регистрации в ЕГРП в силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлением главы г.о. Самара от 29.12.2005 N 4045 были уточнены границы земельных участков, принадлежащих АО "Самаранефтегаз" на праве постоянного (бессрочного) пользования. АО "Самаранефтегаз", как собственник объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в целях реализации своего права, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось с заявлением от 12.03.2018 N СНГ 43-0875 (т.1 л.д. 9, 10) за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Данное заявление для рассмотрения направлено в Департамент управления имуществом городского округа Самара, которое в последующем, письмом от 22.10.2018 N 15-07-26/36242 (т.1 л.д. 12-15), возвратило АО "Самаранефтегаз" представленный вместе с заявлением от 12.03.2018 N СНГ 43-0875 пакет документов и сообщило, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным. Заявитель полагает, что Департамент фактически отказал ему в утверждении схемы. Данные обстоятельства послужили для АО "Самаранефтегаз" основанием обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходил из следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановление администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 170 (далее - Административный регламент) для получения муниципальной услуги заявитель самостоятельно представляет в Департамент согласие в письменной форме землепользователя (землепользователей), землевладельца (землевладельцев), арендатора (арендаторов), залогодержателя (залогодержателей) исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, а также собственника (собственников) объекта (объектов) недвижимости, расположенного на данных земельных участках (в случае, если у исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, имеются землепользователь (землепользователи), землевладелец (землевладельцы), арендатор (арендаторы), залогодержатель (залогодержатели) и указанное согласие требуется в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ, либо на исходном земельном участке или земельных участках расположен объект (объекты) недвижимости).
Согласно подпункту 3 пункта 2.11 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 2.6 Административного регламента.
При этом согласно пункту 3.5 Административного регламента, если при проверке комплектности представленных заявителем документов, исходя из требований пункта 2.6 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием заявления и документов, выявляет, что документы, представленные заявителем для получения муниципальной услуги, не соответствуют установленным указанным пунктом Административного регламента требованиям, оно уведомляет заявителя о недостающих документах и предлагает повторно обратиться, собрав необходимый пакет документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды мотивировали тем, что согласно пункту 3.5 Административного регламента имелось основание для возврата, представленного заявителем пакета документов. Для раздела земельного участка требуется согласие собственников объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке. Собственниками объектов недвижимости ООО "Плато", ООО "Вавилон" в Департамент направлены обращения от 08.10.2018, содержащие возражения относительно раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание следующее.
Определен специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком).
Такой сервитут устанавливается на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) предусмотрено, помимо прочего, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень, Постановление N 1300) (пункты 1, 2 Перечня).
Кроме того, согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Под достаточностью доказательств понимается такая их совокупность, которая позволяет сделать однозначный вывод о доказанности или о недоказанности определенных обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела суду первой инстанции представлена выписка из ЕГРН, из которой следует, что в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9 расположено недвижимое имущество - сооружения, принадлежащее на праве собственности ООО "Вавилон", ООО "Плато", линейные объекты у ООО "Вавилон" в виде подземных линий электропередач с кадастровым номером 63:01:0643004:226, и у ООО "Плато" тепловые сети с кадастровым номером 63:01:0643004:233.
Однако в ходе судебных разбирательств оставлены без исследования и оценки доводы АО "Самаранефтегаз", об отсутствии нарушений прав ООО "Вавилон", как собственника подземных линий электропередач с кадастровым номером 63:01:0643004:226, и ООО "Плато", как собственника тепловых сетей с кадастровым номером 63:01:0643004:233. Приведенные АО "Самаранефтегаз" фактические обстоятельства, ООО "Вавилон", ООО "Плато" не оспорены.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статьям 8, 9 АПК РФ, стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Фактические условия для совершения указанных юридических действий носят сугубо оценочный характер, поскольку в законодательстве невозможно дать исчерпывающий перечень юридических фактов, обусловливающих необходимость совершения указанных действий.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не исследовался вопрос о наличие права бессрочного пользования спорным земельным участком у ООО "Вавилон" и ООО "Плато" и возможность переоформления этого права при наличии в собственности линейных объектов.
При таких обстоятельствах, кассационный суд приходит к выводу о неполном выяснении фактических обстоятельств спора, неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
В связи с этим, поскольку судами нарушены нормы процессуального права, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, поскольку требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-1505/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, учесть изложенное, установить все обстоятельства необходимые для правильного разрешения дела, следует разрешить спор с учетом пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А55-1505/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень, Постановление N 1300) (пункты 1, 2 Перечня).
Кроме того, согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
...
Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
...
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, учесть изложенное, установить все обстоятельства необходимые для правильного разрешения дела, следует разрешить спор с учетом пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2020 г. N Ф06-57225/19 по делу N А55-1505/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69656/20
27.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12612/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1505/19
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57225/19
07.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13748/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1505/19