г. Казань |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А72-18469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 06.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен - 10.02.2020.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича, лично, паспорт,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019
по делу N А72-18469/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Ханимова Радика Ароновича (ИНН 732500076803, ОГРНИП 304732510700161), г. Ульяновск к администрации города Ульяновска об оспаривании постановлений и действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, с участием: Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой", Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводноканализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области - Толчиной Екатерины Алексеевны,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ханимов Радик Аронович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - управление), муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой" (далее - учреждение), Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Ульяновскводоканал" (далее - предприятие), Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - агентство) о признании незаконным и отмене постановления "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" от 16.10.2017 N 2264, незаконными действий по осуществлению демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе (остановка трамвая "ул. Пушкарева"), незаконным и отмене постановления от 15.09.2017 N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", обязании восстановить нарушенные права.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018, в требованиях отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено уполномоченная по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Толчина Е.А.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019, в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации от 06.08.2014 N 3875 предпринимателю передан в аренду земельный участок расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева в Засвияжском районе площадью 56,25 кв. м с кадастровым номером 73:24:010101:103.
Постановлением администрации от 20.10.2015 N 5317 на основании заявления предпринимателя внесены изменения в ранее изданное постановление от 06.08.2014 N 3875 "О передаче Ханимову Р.А. в аренду земельного участка по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска", которым изменена площадь предоставленного в аренду земельного участка с 56,25 кв. м на 70,56 кв. м и кадастровый номер на 73:24:010101:80.
Между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - комитет), действующего от имени муниципального образования "город Ульяновск", с предпринимателем заключен договор аренды от 26.10.2015 N 24-3-891 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 70,56 кв. м с кадастровым номером 73:24:010101:80, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Пушкарева (остановка трамвая ул. Пушкарева) срок аренды с 06.08.2015 до 25.06.2024.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По акту приема-сдачи от 26.10.2015 N 891 предпринимателю передан в аренду указанный выше земельный участок для размещения торгового павильон.
Торговый павильон, расположенный на остановке трамвая "ул. Пушкарева", включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации от 29.04.2016 N 1463, под пунктом N 197 раздела "Засвияжский район".
18.08.2017 на основании обращения управления проведено заседание рабочей группы в администрации, по итогам которого принято решение о внесении изменений в схему размещения НТО в части исключения пункта 197 раздела "Засвияжский район" в связи с тем, что данный объект расположен на сетях ливневой канализации и препятствует проведению сервисных и ремонтных работ.
Письмом администрации от 14.09.2017 N 960/03-41 предприниматель уведомлен о принятом решении.
15.09.2017 администрацией принято постановление N 2082 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", согласно которому строка 197 раздела "Засвияжский район" признана утратившей силу.
16.10.2017 администрацией вынесено постановление "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", в соответствие с которым МБУ "Стройзаказчик" поручено демонтировать нестационарный объект, расположенный по адресу: Московское шоссе (остановка трамвая "ул. Пушкарева") г. Ульяновск, дата и время начала работ по демонтажу: 15.11.2017 в 09 час. 00 мин., определено место хранения демонтированного самовольно установленного объекта движимого имущества: г. Ульяновск, ул. Маяковского, д. 57.
Согласно акту от 15.11.2017 N 236, нестационарный торговый объект, собственником которого является предприниматель, демонтирован.
Предприниматель, полагая перечисленные постановления администрации и действия по осуществлению демонтажа принадлежащего ему нестационарного торгового объекта незаконными и нарушающими его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в требованиях предпринимателя, суды исходили из несоответствия места размещения НТО заявителя требованиям действующего законодательства, а также допущенными нарушениями закона при размещении спорного объекта.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
29.02.2016 Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ N 19 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее - Приказ N 19), в пункте 1.1 которого указано, что настоящий Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, к их внешнему облику и направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, в пункте 2.2 указано, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО. Право на размещение НТО предоставляется хозяйствующим субъектам на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со Схемой.
22.01.2016 Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ N 6 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее - Приказ N 6), согласно пункту 1.1 которого настоящий Порядок определяет процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее - орган местного самоуправления) схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Ульяновской области в целях реализации части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.11.2011 N 208-ЗО "О некоторых вопросах регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области".
В пункте 2.2 Приказа N 6 предусмотрено, что включение НТО в Схему осуществляется органом местного самоуправления по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, либо по собственной инициативе по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества (если земельные участки, на которых расположено место размещения НТО, находятся в государственной собственности), либо самостоятельно (если земельные участки, на которых расположено место размещения нестационарного торгового объекта, находятся в муниципальной собственности либо собственность на них не разграничена).
Внесение изменений в Схему НТО в силу пункта 2.16 Приказа N 6 осуществляется в следующих целях: - обеспечение жителей товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности; - обеспечение устойчивого развития территорий в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными требованиями; - обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов. Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели.
Порядок внесения изменений в Схему урегулирован пунктом 2.17 Приказа N 6.
На территории муниципального образования "город Ульяновск" Схема размещения НТО утверждена постановлением Главы администрации г. Ульяновска от 29.04.2016 N 1463.
В схему НТО включен спорный объект - пункт 197 раздела "Засвияжский район".
Согласно выкопировке из плана города Ульяновска, спорный нестационарный торговый объект располагался в границах треугольника видимости и закрывал обзор пересечения трамвайных путей и проезжей части, тем самым создавал угрозу ДТП и нарушал требования п. 11.9 Свода правил СП42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Выявленное нарушение влияет на обеспечение безопасности дорожного движения и приводит к нарушению Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Данное обстоятельство судами установлено и доказательств обратного материалы дела не содержат.
Из представленных договоров аренды земельного участка под торговым павильоном следует, что земельный участок под НТО расположен на остановке трамвая "ул. Пушкарева", на части участка площадью 43,56 кв. м (из 70,56 кв. м) обременен охранной зоной ливневой канализации.
Возражая против требований предпринимателя, управлением отмечено, что НТО размещен на остановке трамвая "Пушкаревское кольцо", непосредственно на сетях ливневой канализации. Данный факт является нарушением подпункта 8 пункта 14.8.6 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденный постановлением администрации от 01.06.2017 N 1406, и препятствует управлению сервисных и ремонтных работ на сетях ливневой канализации.
В рамках заключенного между предпринимателем и комитетом договора аренды от 26.10.2015 N 24-3-891 согласование на размещение НТО на остановке трамвая "ул. Пушкарева" Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (ранее именовалось - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска) не выдавалось.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанции пришли к выводу, что администрацией правомерно исключен из Схемы нестационарный торговый объект по вышеуказанному адресу.
При этом суды исходили из части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 38-Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" в силу которой утверждение схем размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы и позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18, согласно которой указанная норма (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ) не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
В отсутствии надлежащих доказательств размещения НТО заявителя в соответствии с действующим законодательством, суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что администрацией обоснованно в данном случае применены нормы Правил благоустройства, утвержденные постановлением администрации г. Ульяновска от 01.96.2017 N 1406 и торговый павильон по вышеуказанному адресу исключен из схемы НТО.
Учитывая, что спорный НТО был исключен из схемы, администрацией в данном случае применен порядок демонтажа самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", установленный постановлением администрации г. Ульяновска от 31.03.2016 N 1044.
Под защитой нарушенного права имеется ввиду не только возможность обращения в арбитражный суд, но и возможность достижения правового результата (постановление Президиума Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 09.02.2010 N 13944/2009).
Как пояснил предприниматель в суде кассационной инстанции целью обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением является обязание администрации предоставить земельный участок для размещения НТО в прежних границах.
Однако как установлено судами двух инстанций указанное место размещения НТО на данном участке невозможно ввиду перечисленных выше обстоятельств, нахождение вблизи трамвайных путей и на ливневой канализации.
На момент обращения в арбитражный суд НТО заявителя демонтирован, фактически арендные отношения сторон для тех целей, для которых указанный объект был размещен на спорном земельном участке, прекращены.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Приведенные кассатором доводы не опровергают установленного судами факта невозможности нахождения объекта НТО предпринимателя на указанном земельном участке, отсутствие указанного места в Схеме размещения нестационарных торговых объектов в г. Ульяновске.
Представленные заявителем суду кассационной инстанции на обозрение фотографии, из которых по его мнению следует, что на спорном земельном участке в настоящее время появился иной объект иного лица, относится к обстоятельствам, которые имели место после принятия оспариваемых актов, в связи с чем данное обстоятельство не может служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Ссылку кассатора на постановления Арбитражного суда Поволжского округа по данному вопросу, нельзя признать в полной мере правильной, поскольку обстоятельства перечисленных дел и настоящего дела различны.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А72-18469/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в совокупности установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанции пришли к выводу, что администрацией правомерно исключен из Схемы нестационарный торговый объект по вышеуказанному адресу.
При этом суды исходили из части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 38-Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" в силу которой утверждение схем размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы и позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18, согласно которой указанная норма (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ) не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф06-57121/19 по делу N А72-18469/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57121/19
09.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15651/19
23.08.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14799/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-41455/18
10.09.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10835/18
05.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18469/17