г. Казань |
|
26 февраля 2020 г. |
Дело N А55-32535/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Малышева И.А. (доверенность от 09.01.2020), Ефремовой Е.В. (доверенность от 20.01.2020),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Нескоромновой О.Н. (доверенность от 26.12.2019),
прокуратуры Самарской области - Золина И.А. (доверенность от 04.02.2020),
Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - Хафизовой Э.Р. (удостоверение),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А55-32535/2018
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: администрация городского округа Самара, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "АвтоПоволжье", г. Самара, департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Федеральное агентства лесного хозяйства, г. Москва, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва, глава городского округа Самара, г. Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, с участием прокурора города Самары, прокуратуры Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: 1) признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48, имеющего местоположение: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал N 15, изложенный в уведомлении от 14.09.2018 N 63-0-1-212/3306/2018-3074. 2) обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48, имеющего местоположение: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал N 15, с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 12.09.2018 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48 с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
По результатам рассмотрения заявления 14.09.2018 регистрирующий орган на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принял решение об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (часть 1 статьи 4 АПК РФ). Способами защиты гражданских прав являются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты предотвращение, пресечение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных этим нарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из положений статьи 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) регулируются особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую.
Согласно статье 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается также в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Согласно статье 8 ЗК РФ в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности. Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. То есть, утверждение генерального плана городского округа, которым в границы соответствующего муниципального образования включен лесной участок, влечет перевод этого участка в категорию земель населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 25 ГрК РФ в редакции, действовавшей в период принятия решения Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (также в редакции, действовавшей в указанный период) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании). Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
В силу статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов (подпункт 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа.
Согласно пунктам 8, 11 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе земельного участка из одной категории в другую Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
В случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую орган, принявший такое решение, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении и мотивировали судебные акты тем, что лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов.
Соответствующие сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит спорный земельный участок, в ЕГРН не внесены.
Факт отнесения спорного земельного участка к категории земель "земли лесного фонда" с момента постановки его на кадастровый учет подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера спорного земельного участка и установленной категории земель, документы территориального планирования в регистрирующий орган не представлены.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является уполномоченным органом по осуществлению согласования на предмет включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ).
Включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом не требуется принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую, поскольку в таком случае имеет место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Кадастровый учет лесных участков до 01.01.2017 осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в соответствии с частью 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов (пункт 7 Правил).
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности ЛК РФ.
Юридически значимым обстоятельством в вопросе о принадлежности земельного участка к категории земель "земли лесного фонда" являются сведения Единого государственного реестра недвижимости. При этом доказательства направления органом местного самоуправления решения об отнесении спорного земельного участка к землям населенного пункта в орган, осуществляющий государственную регистрацию, доказательства изменения категории земельного участка с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов" суду не представлены.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о наличии сведений из публичной кадастровой карты, писем Департамента градостроительства городского округа Самара, схемы расположения границ земельного участка, порядок кадастрового деления территории Российской Федерации отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку эти данные не свидетельствуют о соблюдении процедуры перевода спорного земельного участка из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" в установленном законом порядке, в связи с чем, в соответствии со статьей 68 АПК РФ не могут быть приняты судом в качестве доказательств, достоверно подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, доказательств в опровержение выводов суда истцом не предоставлено в материалы дела.
Судебные акты по делу N А55-15555/2008 не являются преюдициальными, исходя из положений статьи 69 АПК РФ, поскольку Департамент градостроительства г.о. Самары, администрация г.о. Самара, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, ООО "АвтоПоволжье" в указанном деле не участвовали. Более того, данным судебным актом апелляционной инстанции не решался вопрос относительно спорного земельного участка и изменения его категории.
С учётом этого, обстоятельства, установленные в ранее рассмотренном деле N А55-15555/2008 и отражённые в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009, преюдициального значения не имеют, и, соответственно, не могли быть приняты судом как не требующие доказывания.
Решение Ленинского районного суда города Самары от 16.09.2010 по гражданскому делу N 2-3361/2010, на которое ссылается заявитель, не содержит выводов относительно соблюдения процедуры перевода спорного земельного участка из одной категории в другую в установленном законом порядке. Более того в судебных актах в деле N А55-22169/2018 давалась оценка решению по делу N 2-3361/2010 и сделаны выводы о не соблюдении надлежащим образом публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов и отсутствии документов подтверждающие обращение в уполномоченный орган в целях согласования перевода данных земель из категории лесных участков. Отсутствие согласования с федеральным органом исключения участков из состава лесного фонда, не ЗК РФ, ЛК РФ, Закону N 172-ФЗ.
Судебным актом по делу N 2-3361/2010 отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 "Об утверждении генерального плана городского округа Самара".
При этом вопрос о том, какие именно лесные участки расположены на землях населённых пунктов в границах города Самары не являлся предметом рассмотрения в указанном судебном процессе. В вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частях решения Ленинского районного суда г.Самары от 16.09.2010 по гражданскому делу N 2-3361/10 ссылки на конкретные кадастровые номера земельных участков, лесные кварталы и выделы, отсутствуют. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0215003:48 в указанном решении суда не приведены.
В то же время в оспариваемом Министерством решении суда оценка законности (незаконности) решения Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 "Об утверждении генерального плана городского округа Самара", в том числе процедуре его утверждения, не даётся, выводы о незаконности либо о невозможности применения данного нормативного правового акта в решении суда отсутствуют.
Ссылка заявителя на решение Ленинского районного суда города Самары от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015, согласно которому на администрацию г.о. Самара возложена обязанность провести работу по лесоустройству, кадастровые работы и постановку земельных участков, занятых лесами, площадью 8118 га, расположенных в границах городского округа Самара, на государственный кадастровый учет; включить в реестр муниципальной собственности городского округа Самара земельные участки, занятые лесами, площадью 8118 га, расположенных в границах городского округа Самара; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях городского округа Самара, на которых расположены городские леса также не может быть принята во внимание, поскольку в решении Ленинского районного суда города Самары от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015 спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0215003:48, который на момент принятия судебного акта был сформирован, поставлен на кадастровый учет, на него было зарегистрировано право федеральной собственности, не указан.
По данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного земельного участка 02.03.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (на основании пункта 1 статьи 8 ЛК РФ), а также договор аренды лесного участка от 30.01.2008 N 220/12, номер регистрации 63-63-01/028/2009-390 от 24.02.2009 (арендатор - ООО "AвтоПоволжье"), срок договора с учетом дополнительного соглашения от 30.05.2012 N 1 установлен с 30.01.2008 по 23.12.2053. Предметом данного договора является лесной участок из земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности (пункты 1, 2 договора).
Таким образом, на момент вынесения Ленинском районным судом г. Самары решения по делу N 2-3879/2015 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0215003:48 уже был поставлен на кадастровый учёт.
С учетом изложенного, поскольку спорный земельный участок стоит па государственном кадастровом учете, указанный судебный акт Ленинского районного суда г. Самары по делу N 2-3879/2015 не может являться доказательством незаконности отказа регистрирующего органа в переводе земельного участка лесного фонда в иную категорию.
Кроме того, по гражданскому делу N 2-3879/2015 суд не обязывает провести работы по лесоустройству, кадастровые работы в отношении земельных участков, относящихся к государственной собственности, то есть земель лесного фонда.
Также необоснованными являются ссылки Министерства на приказ Рослесхоза от 01.06.2018 N 462, Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округ Самара от 20.03.2008 N 539, а также Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением Губернатора Самарской области от 19.02.2009 N 17.
Перевод земельных участков из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населённых пунктов" на основании приказов Рослесхоза, а также постановлений Губернатора Самарской области действующим законодательством не предусмотрен.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, лесничеств, лесопарков в отношении городских лесов (пункт 2 статьи 70 ЛК РФ).
В целях реализации установленных полномочий глава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара обратились с предложением о расположении на землях населенного пункта Самарского лесопарка.
Рослесхоз на основании предложения главы городского округа Самара принял приказ от 01.06.2018 N 462, в соответствии с которым на существующих городских лесах создан Самарский лесопарк с определенными участками.
Министерство лесного хозяйства Самарской области ошибочно считает, что принятие такого приказа по вопросам определения в существующих городских лесах Самарского лесопарка может признаваться и административной процедурой согласования перевода земель одной категории в другую в результате изменения границ населенного пункта.
В соответствии с частью 2, подпункта 2 части 3 статьи 23 ЛК РФ, лесничества и лесопарки расположенные на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, их количество и границы устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, следовательно, органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены, поскольку к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы использования, охраны и воспроизводство лесов (статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В определении Верховного Суда РФ от 20.10.2016 N 306-кг16-7898 было отмечено, что порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда, в этом случае подлежат проверке и включение таких участков в границы городского округа, в совокупности с процедурой утверждения его границ после издания приказа Рослесхоза, определяющего границы лесничества.
В связи с чем, судебными инстанциями также было установлено, что спорный участок не включен в состав участков входящих в границы Самарского лесопарка, при этом перевод такого участка не сопровождался внесением изменений в документы территориального планирования.
Вместе с тем, в рамках данного дела суды двух инстанций отметили, что при определении границ существующих городских лесов и образования Самарского лесопарка не обеспечивалась процедура включения новых, в том числе и спорного участка, в границы населенного пункта, а проект генплана не проходил в установленном порядке процедуру согласования.
Согласно статье 12 ГК РФ судебные инстанции вправе не принимать акт государственного органа, противоречащий закону.
Соответственно, данные правовые акты не могут являться доказательством смены категории лесного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48.
Таким образом, ссылки Министерства на приказ Рослесхоза от 01.06.2018 N 462, а также Лесной план Самарской области, утвержденный постановлением Губернатора Самарской области от 19.02.2009 N 17, противоречат положениям действующего законодательства.
Ссылки заявителя на сведения из публичной кадастровой карты, письма Департамента градостроительства городского округа Самара, схемы расположения границ земельного участка, порядок кадастрового деления территории Российской Федерации являются несостоятельными, так как эти данные не свидетельствуют о соблюдении процедуры перевода спорного земельного участка из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" в установленном законом порядке, в связи с чем, в соответствии со статьей 68 АПК РФ не могут быть приняты судом в качестве доказательств, достоверно подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
Согласно письму Департамента градостроительства городского округа Самара от 15.10.2018, в настоящий момент карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствует.
Из письма следует, что в настоящий момент Департаментом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самаркой Городской Думы от 26.04.2001 N 61. По итогам выполнения контракта будет подготовлена карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения сведения о границах населённые пунктов городского округа Самара в Генеральном плане городского округа Самара, утверждённого решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, отсутствовали.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" для перевода земель лесного фонда в другую категорию требуется издание акта Правительства Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе вышеуказанного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий (населенных пунктов) не принято. Данный факт заявителем не оспаривается.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А55-32535/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из письма следует, что в настоящий момент Департаментом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самаркой Городской Думы от 26.04.2001 N 61. По итогам выполнения контракта будет подготовлена карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения сведения о границах населённые пунктов городского округа Самара в Генеральном плане городского округа Самара, утверждённого решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, отсутствовали.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" для перевода земель лесного фонда в другую категорию требуется издание акта Правительства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2020 г. N Ф06-57700/20 по делу N А55-32535/2018