г. Самара |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А55-32535/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Малышев И.А. (доверенность от 19.12.2018), Ефремова Е.В. (доверенность от 30.10.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Нескоромнова О.Н. (доверенность от 29.12.2018),
от Администрации городского округа Самара - Нестерова Е.Ю. (доверенность от 15.07.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоПоволжье"- представитель не явился, извещено,
от Департамента градостроительства городского округа Самара- представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещено,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации- представитель не явился, извещено,
от Главы городского округа Самара- Нестерова Е.Ю. (доверенность от 15.07.2019),
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от прокурора города Самары - Ларичева Н.В. (удостоверение ТО N 223890),
от прокуратуры Самарской области - Ларичева Н.В. (удостоверение ТО N 223890),
от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - Моисеев Н.Г. (удостоверение ТО N 257609),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019 по делу N А55-32535/2018 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Администрация городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "АвтоПоволжье", г. Самара,
Департамент градостроительства городского округа Самара, г. Самара,
Федеральное агентства лесного хозяйства, г. Москва,
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва,
Глава городского округа Самара, г. Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
с участием прокурора города Самары, прокуратуры Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
1) признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48, имеющего местоположение: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал N 15, изложенный в уведомлении от 14.09.2018 N 63-0-1-212/3306/2018-3074.
2) обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48, имеющего местоположение: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал N 15, с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права.
Законность проведенной процедуры перевода оспариваемого земельного участка и факт принадлежности участка к землям населенных пунктов подтверждаются 3 вступившими в законную силу судебными решениями и 3 действующими нормативными правовыми актами.
Министерством в материалы дела представлена Схема расположения земельного участка, подписанная должностным лицом департамента лесного хозяйства министерства, ответственным за ведение государственного лесного реестра, подтверждающая вхождение участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48 в границы Самарского лесничества по материалам лесоустройства 1995 года.
Министерство считает, что при вынесении оспариваемого решения судом, а также Управлением Росреестра по Самарской области при вынесении обжалуемого уведомления, нарушены п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (в первоначальной редакции), п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", приказ Рослесхоза от 01.06.2018 N 462, Генеральный план г.о. Самара, Лесной план Самарской области.
Кроме того, в решении ошибочно содержится ссылка на п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Данный пункт исключен Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ.
Оспариваемое уведомление возлагает на Министерство не выполнимые обязанности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений на территории муниципального образования "Городской округ Самара".
В судебном заседании представители Министерства доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель регистрирующего органа, прокуроры считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в письменных пояснениях, в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара считает решение суда подлежащим отмене по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 12.09.2018 Министерство обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48 с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
По результатам рассмотрения заявления 14.09.2018 регистрирующий орган на основании ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принял решение об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из положений ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями ст. 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 25 ГрК РФ).
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является уполномоченным органом по осуществлению согласования на предмет включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
Федеральным законом от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) регулируются особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую.
Согласно ст. 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу ч. 1 ст. 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается также в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов (пп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом не требуется принятие отдельного акта о переводе земельных участков из одной категории в другую, поскольку в таком случае имеет место установление границ муниципального образования и утверждение генерального плана.
Кадастровый учет лесных участков до 01.01.2017 осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в соответствии с ч. 6 ст. 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом суд первой инстанции принял во внимание позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1793-О, согласно которой кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений.
К таким сведениям относятся категория, разрешенный вид использования, кадастровая стоимость, параметры, правообладатель, ограничения и иные характеристики земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.10.2018, 01.02.2019 земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Кировский район, Самарское лесничество, квартал N 15, площадью 3500 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0215003:48, поставлен на кадастровый учет 26.08.2005, относится к землям лесного фонда, вид разрешенного использования: "для осуществления рекреационной деятельности", право собственности Российской Федерации зарегистрировано 02.03.2006, имеет обременение в виде аренды сроком с 30.01.2008 по 23.12.2053 в пользу ООО "АвтоПоволжье".
Как указывает Министерство, факт расположения спорного земельного участка в границах городского округа Самара, подтвержденный сведениями Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, свидетельствует о принадлежности спорного земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов".
Между тем данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
Как верно указал суд первой инстанции, статус земельного участка в силу действующего законодательства определяется не местом его нахождения, а нормами закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Исходя из положений п. 1 ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа.
Согласно пунктам 8, 11 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Как указывает регистрирующий орган, соответствующие сведения о местоположении границ населенного пункта, в границы которого входит спорный земельный участок, в ЕГРН не внесены.
При этом суд первой инстанции указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела, на основании указанных положений Закона N 218-ФЗ Министерство обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений об изменении категории земель в отношении спорного земельного участка.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в ч. 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 Закона N 218-ФЗ).
Запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара о предоставлении документов (содержащихся в них сведений), подтверждающих факт вхождения вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта - город Самара, необходимых для изменения сведений о категории земельного участка в рамках рассмотрения заявления об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 63:01:0215003:48 с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов" Управлением Росреестра по Самарской области в данном случае не направлялся.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч.ч. 1, 3 - 13, 15 ст. 32 Закона, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 32 Закона N 218-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН (далее - Правила).
В случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов (п. 7 Правил).
Согласно п. 9 Правил в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе земельного участка из одной категории в другую Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
В случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую орган, принявший такое решение, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
В этой связи, как верно указал суд первой инстанции, юридически значимым обстоятельством в вопросе о принадлежности земельного участка к категории земель "земли лесного фонда" являются сведения Единого государственного реестра недвижимости.
При этом доказательства направления органом местного самоуправления решения об отнесении спорного земельного участка к землям населенного пункта в орган, осуществляющий государственную регистрацию, доказательства изменения категории земельного участка с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов" суду не представлены.
Факт отнесения спорного земельного участка к категории земель "земли лесного фонда" с момента постановки его на кадастровый учет подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера спорного земельного участка и установленной категории земель, документы территориального планирования в регистрирующий орган не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
При этом суд первой инстанции отклонил ссылки заявителя на сведения из публичной кадастровой карты, письма Департамента градостроительства городского округа Самара, схемы расположения границ земельного участка, порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, поскольку эти данные не свидетельствуют о соблюдении процедуры перевода спорного земельного участка из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли населенных пунктов" в установленном законом порядке, в связи с чем в соответствии со ст. 68 АПК РФ не могут быть приняты судом в качестве доказательств, достоверно подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
Из письма Департамента градостроительства городского округа Самара от 15.10.2018 следует, что в настоящий момент карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствует. В настоящий момент Департаментом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61. По итогам выполнения контракта будет подготовлена карта (план) границ населенных пунктов, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также суд отклонил довод заявителя о том, что факт расположения спорного земельного участка в границах городского округа Самара подтверждается приказом Рослесхоза от 01.06.2018 N 462, т.к. в названном приказе отсутствует кадастровый номер спорного земельного участка.
В апелляционной жалобе заявитель, также как и в суде первой инстанции, в подтверждение своей позиции указывает на 3 вступивших в законную силу судебных акта.
Между тем данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0215003:48 в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 не указан, вывод об изменении категории данного земельного участка из земель лесного фонда на земли населенных пунктов в судебном акте не содержится.
На момент принятия указанного судебного акта (10.03.2009) земельный участок с кадастровым номером 63:01:0215003:48 уже был поставлен на кадастровый учет (26.08.2005), право Российской Федерации зарегистрировано 02.03.2006.
При этом в названном судебном акте отсутствует указание на обязание регистрирующего органа внести в ЕГРП запись об изменении категории земельных участков либо указание на то, что данное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи об изменении категории земельных участков.
Кроме того, данный судебный акт не является преюдициальным, исходя из положений ст. 69 АПК РФ, поскольку Департамент градостроительства г.о. Самары, Администрация г.о. Самара, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов РФ, ООО "АвтоПоволжье" в указанном деле не участвовали.
Решение Ленинского районного суда города Самары от 16.09.2010 по гражданскому делу N 2-3361/2010, на которое ссылается заявитель, не содержит выводов относительно соблюдения процедуры перевода спорного земельного участка из одной категории в другую в установленном законом порядке.
Ссылка заявителя на решение Ленинского районного суда города Самары от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015, согласно которому на Администрацию г.о. Самара возложена обязанность провести работу по лесоустройству, кадастровые работы и постановку земельных участков, занятых лесами, площадью 8 118 га, расположенных в границах городского округа Самара, на государственный кадастровый учет; включить в реестр муниципальной собственности городского округа Самара земельные участки, занятые лесами, площадью 8 118 га, расположенных в границах городского округа Самара; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях г.о. Самара, на которых расположены городские леса также не может быть принята во внимание.
Как установлено судом, данный судебный акт в настоящее время не исполнен. Определением Ленинского районного суда г. Самары от 19.07.2018 Администрации г.о. Самара предоставлена отсрочка исполнения решения от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015 на срок до 01.01.2020.
Из определения от 19.07.2018 следует, что в настоящее время организована работа по заключению муниципального контракта на выполнение работ по лесоустройству в отношении земельных участков, занятых лесами проектируемого Самарского лесничества в границах городского округа Самара, и постановке их на государственный кадастровый учет.
Выписка из реестра муниципальной собственности, подтверждающая включение спорного участка в состав собственности муниципального образования, в ходе рассмотрения дела не представлена.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в решении Ленинского районного суда города Самары от 16.11.2015 по делу N 2-3879/2015 спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0215003:48, который на момент принятия судебного акта был сформирован, поставлен на кадастровый учет, на него было зарегистрировано право федеральной собственности, не указан.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что ненаправление запроса регистрирующим органом в орган местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 218-ФЗ в рассматриваемом случае не повлекло нарушение прав заявителя.
На момент принятия оспариваемого отказа заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не представлены достаточные документы, позволяющие регистрирующему органу совершить действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует такая совокупность.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда первой инстанции ошибочно содержится ссылка на п. 3 ст. 6 ЛК РФ, так как данный пункт исключен Федеральным законом от 27.12.2018 N 583-ФЗ, подлежит отклонению.
Суд первой инстанции обоснованно применил п. 3 ст. 6 ЛК РФ, действующий в редакции на момент принятия решения об отказе регистрирующего органа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 14.09.2018.
В апелляционной жалобе Министерство нарушение его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обосновывает тем обстоятельством, что оно обязано осуществлять в отношении данного земельного участка "..комплекс лесных полномочий согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ и Положению о министерстве, а именно: охрану лесов, тушение лесных пожаров, защиту лесов и т.д.".
Данный довод апелляционной жалобы не может быть принят во внимание, поскольку в силу прямого указания закона Министерство обязано осуществлять изложенные мероприятия в отношении земель лесного фонда.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что в отношении данного земельного участка имеется неопределенность в правовом статусе, объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел. Статус земельного участка определен, он относится к федеральной собственности и является лесным фондом.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08.10.2019 по делу N А55-32535/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32535/2018
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Глаава г.о. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ООО "АвтоПоволжье", ПРОКУРАТУРА Г. САМАРЫ, Прокуратура Самарской области, САМАРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДОХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА, САМАРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства