Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 марта 2001 г. N КА-А40/2555-99
Орган территориального общественного самоуправления территориальной общины "Воскресение" (далее - ОТОС ТО "Воскресение") обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московской регистрационной палате (далее - МРП) о признании недействительным акта государственной регистрации изменений устава комитета общественного самоуправления территориальной общины "Преображение" от 23.12.97 N 66414-iu.
В качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен орган территориального общественного самоуправления территориальной общины "Преображение" (далее - ОТОС ТО "Преображение").
Решением от 15.04.99 суд отказал в иске.
Апелляционная инстанция постановлением от 21.06.99 отменила это решение и прекратила производства по делу.
ОТОС ТО "Преображение" обжаловал апелляционное постановление в кассационном порядке, считая его незаконным.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Прекращая производство по делу, апелляционная инстанция исходила из неподведомственности данного спора арбитражному суду. При этом исходила из того, что спор не является экономическим, не связан с осуществлением истцом предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с Законом г. Москвы и Уставом община ставит своей целью решение вопросов местного значения, непосредственно касающихся интересов жителей общины.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Спор, переданный на разрешение суда территориальной общиной "Воскресение", касается признания недействительным акта Московской регистрационной палаты в государственной регистрации изменений Устава территориальной общины "Преображение".
Согласно Уставам названных территориальных общин они представляют собой добровольное объединение жителей территории для реализации общих целей, определенных Уставом, действуют на принципах самоуправления. Среди целей деятельности общин Устав называет самостоятельное и ответственное осуществление своих инициатив по задачам местного значения, формирование социального заказа населения в адрес городских и районных органов власти, обеспечение взаимодействия органов власти различных уровней в решении вопросов, непосредственно касающихся интересов жителей общины. В Уставах вышеупомянутых общин предусмотрено, что их деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Москвы, Законом г. Москвы "О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве", другими законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.
В ст. 4 Закона города Москвы от 10.07.96 N 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении" территориальная община определена как некоммерческая организация, созданная по инициативе ее граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома и иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных Уставом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона от 08.07.99 N 140-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнеров, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В ст. 7 Федерального закона от 14.04.95 "Об общественных объединениях" (в редакции федеральных законов от 17.05.97 N 78-ФЗ, от 19.07.98 N 112-ФЗ) записано, что общественное объединение может создаваться в форме органа общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с Уставом, принятым на собрании учредителей (ст. 12 вышеназванного закона).
Порядок регистрации уставных документов, изменений и дополнений в уставах общественных объединений определен ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Согласно ст. 23 указанного закона отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суд.
Поэтому в том же порядке подлежит разрешению спор о признании недействительным акта регистрации изменений устава.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно признала данный спор неподведомственным арбитражному суду и прекратила по нему производство.
Предусмотренных ст. 176 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу постановления кассационная инстанция не усматривает.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Руководствуясь ст. 171, 174, 175, 177 АПК РФ, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.99 по делу А40-9245/99-96-114 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2001 г. N КА-А40/2555-99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании